Первым нападением в Европе на суверенное государство после окончания Второй мировой войны в 1945 году стали бомбардировки Югославии в 1999 году. И это, несомненно, было актом агрессии, во время которой было затронуто огромное число гражданских объектов. Об этом в интервью телеканалу «Россия-1» заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Агрессия против Югославии была, конечно, именно агрессией. Кстати, это было первое вооруженное нападение в Европе на суверенное государство после 1945 года. Если уж мы об этом заговорили, сейчас на фоне того, что происходит вокруг Сирии, наши западные партнеры, прежде всего американцы, да и британцы уже доходят в своей истерике до публичных оскорблений, употребляя такие слова, как "варварство", "военное преступление".
Напомню, агрессия против Союзной Республики Югославии была сопряжена с атаками на огромное количество гражданских объектов, включая, между прочим, телевидение Сербии, мосты, по которым шли гражданские пассажирские поезда, и многое другое", - сказал во время беседы Лавров.
И с тех пор, подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства, никто больше и не вспомнил о тысячах погибших, из которых несколько сотен - дети, и четверти миллиона беженцах.
"Если бы Россия в лице Евгения Примакова не отреагировала бы так, как он отреагировал на это грубейшее нарушение международного права, то мы, наверное, себе бы потом этого не простили еще очень долго, и наша история пополнилась бы очень неприятной страницей. Он сделал так, что Россия проявила свой характер и заняла единственно правильную позицию на тот момент", - добавил он.
Об этом же говорил российский президент на пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай». Как напомнил Владимир Путин, ООН создавалась после окончания Второй мировой войны, когда был определённый расклад сил в мире, но потом, после распада Советского Союза, по его словам, Соединенные Штаты решили, что теперь ни с кем согласовывать кардинальные вопросы не надо, и результатом стали ракетно-бомбовые удары по Белграду в 1999 году.
В 1999 году вооруженное противостояние албанских сепаратистов из Освободительной армии Косово и армии и полиции Сербии привело к бомбардировкам Югославии (в то время состоявшей из Сербии и Черногории) силами НАТО. Авиаудары альянса стали причиной отмены визита в США тогдашнего премьер-министра России Евгения Примакова. 24 марта 1999 года он направлялся в Вашингтон и узнал о бомбардировках, находясь над Атлантикой. Примаков распорядился развернуть самолет прямо над океаном и вернулся в Москву.
Авиаудары сил НАТО были направлены на любые сколь-нибудь важные объекты. К примеру, 22 апреля 1999 года этими объектами стали штаб-квартира Социалистической партии Сербии и резиденция Милошевича, а 23 апреля под ударом оказался белградский телецентр, где погибли 16 человек. По ошибке, как говорили военные, под удар попало посольство Китае в Белграде, жертвами стали 3 человека.
Применялись при бомбардировках и кассетные снаряды. В стране за время операции НАТО погибло 1700 мирных жителей, многие тысячи людей потеряли жилье.
В ночь на 12 июня 1999 года десантники российских миротворческих сил, опередив войска НАТО, вошли на территорию Югославии.
Марш-броском из Боснии и Герцеговины они заняли аэродром Слатина близ Приштины, а через несколько часов туда же прибыли и подразделения других иностранных армий.
Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону, командовавшему группировкой на Балканах, захватить аэродром раньше русских, британец ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну.
Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников: «Около 200 русских расположились на аэродроме.... Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было „подавить их". Кларк использовал необычные для нас выражения. Например - „уничтожить". Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».
Спустя некоторое время после окончания югославской операции, принялись за подсчет убытков. Значительные потери были нанесены экономике - около 20 миллиардов долларов, было разрушено большое число гражданских объектов - под снаряды попали и мосты, и крупные промышленные объекты, и узлы электроэнергетики.
И еще.
Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге тихо и стыдливо признал невиновность бывшего президента Сербии и Югославии Слободана Милошевича.
Через 10 лет после весьма подозрительной смерти сербского лидера в голландской тюрьме, на 1300-ой странице документа из 2 тысяч страниц по делу Караджича, лидера боснийских сербов, судьи признали главное.
Они сообщили - Милошевич не совершал преступлений против человечества и не организовывал ни массовые убийства, ни депортацию хорватов и босняков. Иными словами, в тюрьме ООН погиб невиновный.
Занавес.