Что натворил беглый Ходорковский за три года свободы

Завтра три года, как бывший олигарх Михаил Ходорковский был помилован Путиным и выпущен на свободу. За эти годы и в мировой политике, и с самим фигурантом произошло немало всего интересного. Поэтому, раз есть повод, то можно вспомнить.

Напомним, что помилование Михаил Борисович получил потому, что тяжело была больна его ныне покойная мать, олигарх объявил в первом же интервью, что отходит от политики. Поделившись, однако, соображениями, что Россия должна быть сильной, независимой, единой и суверенной, при этом высказавшись о Путине, как о несомненном, хоть и «своеобразном» национальном лидере.

Казалось бы, на этом можно было успокоиться и жить себе, занимаясь в Европе бизнесом, не влезая особо в российские, да и вообще политические дела. Но Михаил Борисович изменил собственному слову, что, в общем, никого не удивило. При этом, когда позже, через пару лет его спросили, почему так, н ответил что-то в духе, что «срок обязательств истёк».

В 2014 МБХ начал активно реанимировать «Открытую Россию», инициируя массу новых проектов, параллельно, появившись на Майдане, где заявил перед митингующими «евроинтегратормаи» по поводу реалий нашей страны: «это не моя власть. Я хочу, чтобы вы знали, есть совсем иная Россия». В общем, в когорте с многими иными либеральными оппозиционерами горячо поддержал европейский выбор Украины», а, точнее, государственный переворот в этой стране.

Дальше он начал выдавать заявления, о «неизбежной революции в России», которые также с течением времени видоизменялись самым причудливым образом. В 2015 это было интервью с Быковым, где МБХ говорил, что Путин победит на выборах 2018 года, но уйдет досрочно в отставку, потом, что Путина все же свергнут. И что он то ли заложник собственного окружения, то ли напротив, держит свое окружение в ежовых рукавицах и поэтому системный кризис в России неизбежен.

На момент 2016 года мем «революция неизбежна» сал обрастать уже откровенно сатирическими коннотациями, а Ходорковский говорить о том, что Путин может остаться президентом и до 2024 года, но нужно работать на перспективу «после Путина». Потому, что всё равно системный кризис, санкции и Россия окажется на краю пропасти или даже в самой этой пропасти.

Ах, да, еще он пообещал нашей стране ни много, ни мало - кровавую революцию. И, как выяснилось, скупал сенаторов в США для продвижения санкций против России...

Ну и параллельно с публичными заявлениями, шла и практическая работа. То интернет-голосование за «единого оппозиционного кандидата», над которым посмеялся без его ведома, включенный туда Навальный, то попытки помочь «независимым кандидатам» на выборах всех уровней, но тоже, в общем, с известным эффектом.

Заявления о том, что «Открытая Россия» создаст сеть структур, которые будут дублировать государственные институты на более высоком уровне. Заигрывание со СМИ, от попыток «купить» сайт «Медуза», при том, купить практически в безраздельное и абсолютное пользование, до неких «стартапов» независимых, альтернативны российских СМИ, которые реализуются через проект «Открытые медиа». В общем, тоже нечто маловнятное и неизвестное широкой публике.

В общем, человек ушел в политику с головой, при этом в политику самого либерального, в нехорошем смысле этого слова, толка. При этом, МБХ в своих выступлениях постоянно ссылается на какую-то статистику и «внутренние источники», которые говорят ему, что и популярность Путина не просто сильно завышена. Ну и якобы что недовольство режимом в России просто зашкаливает, и что в окружении президента зреет «аппаратный бунт».

Все это было бы даже смешно, если бы не тот факт, что в Европе, где сейчас базируется МБХ, его не подняли на флаг, как практически единственного независимого политика и реального лидера всей российской даже не оппозиции, а «прогрессивной общественности, желающей свободы и счастья своей стране».

При этом, есть ощущение, что даже западные журналисты, там, у себя в голове, относятся к высказываниям и действиям МБХ, как к чему-то очень странному и неадекватному не только российским, но и мировым реалиям, однако, в силу формата и общей направленности западной политики, продолжают с серьёзными лицами обсуждать и рекламировать заявления и действия олигарха.

Нужно сказать, что в России, на Ходорковского завели новое уголовное дело по подозрению в причастности к убийству мэра Нефтюганска. Хочется добавить: наконец-то. Кстати, ровно после начала следствия, олигарх и дал пресс-конференцию, где заявил о неизбежности революции. Он там, вообще, много чего любопытного наговорил с точки зрения российского законодательства.

В общем, за три последние года Ходорковский так и не стал «крестным отцом» несистемных либералов, не смог договориться со всеми игроками на этом поле, как в медиа, так и в политических структурах, проекты его пока имеют локальный характер. В общем, обычный критик власти из девяностых, сидящий за границей, и пытающийся учить жизни всех нас. Много таких было, и, есть мнение, что немало таких будет и в будущем.


Автор
Редакция