Президент Петр Порошенко отдал распоряжение подготовить к продаже недостроенный ракетный крейсер «Украина», который около 33 лет простаивает на заводе в Николаеве.
Об этом заявил на митинге рабочих и.о. главы Николаевской области Вячеслав Бонь. По его словам, президент Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации крейсера «Украина». Вооружение с недостроенного крейсера будет продано, деньги раздадут на зарплаты судостроителям." Там хватит на компенсацию ваших зарплат, еще и останется три раза на столько же", пояснил Бонь сотрудникам завода.
По его словам, над соответствующим проектом постановления кабинет министров начал работать в декабре 2016 года. Документ одобрили и согласовали в украинском Минобороны и «Укроборонпроме». В настоящее время его рассматривают еще два ведомства - Минфин и Минюст. Параллельно с этим кабмин готовит проект постановления о демилитаризации корабля
Напомним, крейсер «Украина» начали строить в 1984 году по спецзаказу Военно-морского флота СССР. На воду его спустили в августе 1990 года, а спустя три года крейсер официально перешел в собственность Киева.
В итоге строительные работы на крейсере остановились из-за нехватки финансирования. В 1998 году экс-президент страны Леонид Кучма распорядился достроить военный объект, однако работы были выполнены на 95%. По словам бывшего главы Николаевской области Николая Романчука, содержание крейсера обходится бюджету страны почти в $225 тыс. в месяц.
Как пишет "Свободная Пресса", иметь в рядах Военно-Морских сил Украины современный ракетный крейсер было верхом мечтаний руководства Украины.В 1994 году на палубу ступил первый украинский экипаж. Командиром крейсера «Украина» назначили тоже человека, для нового режима весьма значимого - любимца националистов и одного из первых национальных героев - капитана 1 ранга Сергея Настенко, который летом 1992 года в Донузлаве поднял мятеж
угнал СКР-112 из Донузлава в Одессу. Кровопролития удалось избежать только чудом. Вот этому-то персонажу и доверено было вместе с заводчанами доводить корабль до ума. Президент Леонид Кучма к 2002 году таки находил средства на достройку, но потом бюджетный ручеек пересох, и дело окончательно встало. По подсчетам Киева, до завершения процесса не хватало 22 миллионов долларов и доброй воли России, которая монопольно производила львиную долю оборудования и вооружения ракетных крейсеров проекта 1164. Ни того, ни другого уже не наблюдалось.
При этом корабль нужно было непрерывно снабжать электричеством и паром, следить за исправностью корпуса и электромеханической части. Содержание корабля обходилось примерно по 6 миллионов гривен в месяц (по нынешнему курсу примерно 180 тысяч долларов).
Все переговоры с Россией успеха не принесли - сначала предлагали забрать корабль в счет «газовых» долгов. А в 2012 году прежний министр обороны РФ Анатолий Сердюков сделал последнее предложение украинской стороне: «Можем забрать, но только даром».
Киев не согласился, хотя дело для него было коммерчески выгодным. Ведь никогда не отходивший от причала крейсер продолжал ежегодно торпедировать оборонный бюджет Украины на миллионы гривен. Так дело прикатилось к очередному митингу, состоявшемуся 24 марта, и вести про указ Порошенко об окончательной и бесповоротной «демилитаризации» корабля и сдачи его в распил.
Сегодня по идее Украина намерена продать можно 16 пусковых установок главного калибра крейсера - противокорабельного ракетного комплекса П-500 «Базальт». Но ракет к нему у украинцев нет, и никогда не было. А само оборудование не подлежит продаже по международным договорам об ограничении распространения ракетных технологий. В соответствии с этими соглашениями, нельзя экспортировать оружие, дальность полета которого более 300 километров. У П-500 этот показатель на пару сотен километров больше.
Интерес для России представляют маршевые газотурбинные двигатели М70 мощностью 9993 л.с. и форсажных М90 мощностью 19986 л.с. И то лишь для того, чтобы в качестве запчастей использовать их при ремонте трех своих таких же кораблей. Но военно-техническое сотрудничество между нашими странами давно прервано, поэтому и с двигателями ничего не выйдет.
Поэтому судьба у крейсера - уйти на буксире куда-нибудь в Индию или в Китай. Тонна черного металлолома с медными проводами и прочей начинкой на мировом рынке колеблется в широком диапазоне 200-350 долларов за тонну. То есть средняя стоимость корабля - 3,5 миллиона долларов. После минуса расходов за доставку к месту разделки только на долги заводу за содержание корабля и останется. Очень показательная история.