На днях Палата представителей Конгресса США абсолютным большинством голосов одобрила законопроект, вводящий санкции в отношении России, Ирана и Северной Кореи. России придется подготовить асимметричный ответ.
Практически единогласно конгрессмены приняли дополнительные рестриктивные меры против российских физических, юридических лиц и целых отраслей экономики, де-факто лишая президента США возможности без одобрения Конгресса отменять новые и уже действующие ограничения.
Со своей стороны, Москва заявила, что действия Конгресса хоронят надежду на нормализацию двусторонних отношений, и пригрозили «болезненными» контрмерами. Напомним, ранее Дональд Трамп неоднократно заявлял о желании наладить диалог с Москвой, однако подготовленный Конгрессом законопроект фактически ставит крест на этой инициативе.
Глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев, после встречи Владимира Путина и Дональда Трампа высказавший «осторожную надежду», что она может стать «предвестием прорыва» в отношениях между Россией и США, никаких иллюзий на этот счет не испытывал.
По его словам, "надежда умирает последней, но она умирает. Судя по монолитному голосованию в Палате представителей по санкционному пакету против России, Ирана и КНДР, не будет не только прорыва, но и нормализации. Более того, дальнейшая деградация двустороннего сотрудничества становится неизбежной, хотя дальше вроде бы уже некуда".
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал сообщения из Вашинтона «весьма печальными с точки зрения российско-американских отношений и перспектив их развития». А замглавы МИД РФ Сергей Рябков отметил, что "мы так и будем воспринимать сегодняшнюю Америку. Вашингтон - источник опасности. Это надо понимать и действовать, сообразуясь с таким пониманием: взвешенно, разумно и спокойно".
Косачев по этому поводу пояснил, что "реакция должна быть не симметричная, но болезненная для американцев...Выработка предложений в этой сфере - удел специалистов, а принятие решений - прерогатива президента.Я обозначил лишь принцип: несимметрично и чувствительно. То есть за исключением сфер, где есть ущерб нашим интересам, и точечно, с прицелом".
Отметим, что принятый конгрессменами документ делает фактически невозможным возврат России ее дипломатической недвижимости в США, арестованной еще при прежней администрации. В этой связи власти РФ могут наложить арест на дачный комплекс американского посольства в Серебряном Бору и их складские помещения. Кроме того, из страны могут быть высланы 35 американских дипломатов - такое же число представителей посольства РФ в Вашингтоне было вынуждено покинуть США в декабре прошлого года. Также российская сторона рассматривает возможность ограничить максимальное количество сотрудников американской дипмиссии в Москве, на данный момент превышающее число россиян, которые работают в посольстве в Вашингтоне.
Москва также может отказаться от сотрудничества с Вашингтоном по тем вопросам, которые для него критически важны. Например, сейчас США добиваются от России усиления мер давления на КНДР, в том числе в Совете Безопасности ООН. В сфере космонавтики россияне вряд ли будут что-то менять в сторону ухудшения условий совместной работы. По словам члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, применив эти меры, Россия «сама себе выстрелит в ногу». «Наши двигатели стоят на ракете Atlas 5 компании Lockhead-Martin, и у американцев есть две другие ракеты: Delta компании Boeing и Falcon Илона Маска, которые претендует на 60% рынка. Если мы перестанем продавать двигатели, у американцев уйдет некоторое время на то, чтобы перебросить нагрузку на Delta и Falcon, но о параличе речь не идет"
"Что касается МКС, то запрет на перевозки американцев приведет к остановке ее работы. Станция - большая коммунальная квартира, где лишних людей нет, и, если с одним что-то произойдет, ее придется затопить. Это, кстати, планировалось изначально и так сделать в 2015 году, затем передвинули на 2020 год и сейчас - на 2024-й", - добавил он.
По мнению экспертов, ограничения со стороны экспорта из России в США могут оказаться вполне чувствительными, но с не менее серьезным обратным эффектом. Те же США в течение последних десятилетий критически зависят от поставок российского обогащенного уранового продукта (ОУП) для своих АЭС. Также США остаются основным экспортным рынком для российской «ВСМПО-Ависмы», в 2016 году страна обеспечила компании 32% отгрузок и 48% экспортных продаж. В то же время на «ВСМПО-Ависму» приходится около половины импорта титана в США, более трети потребностей авиастроительного концерна Boeing закрывает именно Россия.
Инвестиции тоже взаимны - у «ВСМПО-Ависмы» есть дочерние структуры и СП в США, а у Boeing - СП в России. В российской компании пока не готовы обсуждать перспективы санкций, но до сих пор подобные вопросы не поднимались.
Существенный объем в экспорте из РФ в США занимает алюминий, но ограничение этих поставок маловероятно. А черная металлургия в основном связана с обеспечением российскими сталеварами их собственных активов в США и для американского рынка абсолютно несущественна.
Более серьезным может оказаться ограничение работы американских компаний в России. Наиболее широко они представлены на потребительском рынке и в IT, что делает запрет относительно вероятным. Под удар могут попасть McDonald's, Coca-Cola, PepsiCo, Mondelez и Mars. Последняя также лидер российского рынка кормов для животных (Pedigree, Whiskas) c долей 53%.Вызывает вопросы и работа в России американских Google, Facebook, Apple, Adobe и Microsoft.
Европа тоже не в восторге от последних американских шагов. Обеспокоенность Евросоюза вызвал пункт, запрещающий существенные инвестиции в российские экспортные нефте- и газопроводы. Это положение прямо угрожает проекту Nord Stream 2 и интересам участвующих в нем европейских компаний. В этой связи глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что продвигаемый Вашингтоном принцип «Америка в первую очередь» в вопросе санкций США не может означать, что Европа - в последнюю.
Тем не менее, ввязываться в полномасштабную войну санкций с США России не позволяет состояние ее экономики, по прежнему зависящей от цен на нефть и газ и составляющей 2,2% от мирового ВВП, считают эксперты. Но новый закон об американских санкциях уже одобрен Палатой представителей и ожидает голосования в Сенате. Поэтому России придется реагировать, хочет она того или нет.