Власти США 15 лет приняли решение о вторжении в Ирак, основываясь на информации о наличии у Багдада оружия массового поражения.
Сегодня большинство граждан Соединённых Штатов считают иракскую войну ошибкой, однако ряд влиятельных фигур в руководстве страны думают иначе. Многие эксперты проводят параллели между тактикой США в Ираке и в Сирии.
По сути, речь идёт об обвинении Дамаска в использовании химического оружия. Как пояснил руководитель центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов, американская президентская администрация руководствовалась тогда и сейчас преимущественно соображениями геополитики.
Фактически, все эти варианты объединяет мотивация Соединённых Штатов проводить имперскую политику на Ближнем Востоке. 15 лет назад США выбрали Ирак как самую слабую страну в так называемой оси зла, к которой тогда администрация Джорджа Буша - младшего относила также Иран, Сирию, Ливию, Кубу и Северную Корею.
Тем не менее, "американцы переоценили свои силы и возможности, и когда в Ираке началась масштабная герилья - партизанское движение, у американских вооружённых сил начались большие потери. Стало ясно, что американская стратегия была обречена на провал", - отмечает Семёнов.
По словам заведующего лабораторией новой и новейшей истории стран Европы и Америки историческго факультета МГУ Юрия Рогулёва, "значительное количество людей, которых сами же американцы разогнали, в первую очередь военнослужащие Саддама Хусейна, присоединились к радикалам, и значительная часть Ирака была захвачена ИГ*".
Мнение о том, что вторжение в Ирак было стратегической ошибкой, разделяет и нынешний министр обороны Соединённых Штатов Джеймс Мэттис. Тем не менее, участник иракской кампании генерал Герберт Макмастер выступал за введение в Сирию 50-тысячного контингента, что по масштабам должно было соответствовать вторжению в Ирак в 2003 году.
Напомним, Макмастер заявлял, что ошибкой было не само решение вторгнуться в Ирак, а стратегия, использованная тогда американскими вооружёнными силами. Он подчеркнул, что США в своей военной стратегии должны избегать двух ошибок: не пытаться решить проблему кавалерийским наскоком, как это было в начале кампании, и не отдавать ситуацию на откуп союзникам.
Соответственно, поведение США в Сирии скорее основано на опыте иракской кампании и стремлении сбалансировать риски от вторжения в Сирию, пояснил Рогулев.
Стоит добавить, что 17 марта 2018 года начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской сообщил о намерениях США нанести удар по Сирии крылатыми ракетами, используя как предлог провокацию с применением химического оружия.
В минобороны России многие считают, что США нанести массированный ракетный удар, опираясь на опыт удара по базе Шайрат в апреле 2017 года. Что характерно, это не создаст казус белли, поэтому для США безопасно.
Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков резюмирует, что США учли опыт Ирака: "Даже самая наглая ложь может быть поводом для военной операции". Российским военным приходится это постоянно учитывать.
*Организация запрещена в России