Экс-чиновник Кремля спрогнозировал трансфер-2024

Эволюция российской политической системы позволяет думать о том, что страна не окажется на краю пропасти, а достойно пройдет через испытания очередным экономическим кризисом и трансфером власти.

Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин рассказал о том, что такое национальная идея в России, и как она соотносится с грядущей передачей власти в 2020 годах.

В своем интервью «Континенту Сибирь» в рамках проекта «Трансфер»  экс-глава управления по внутренней политике администрации президента РФ отметил, что вопрос передачи власти в президенских республиках (фактически, в условиях того, что сильный лидер и есть институт власти) всегда являлся сложным для России.

При этом понятно,что принятые демократические практики должны стыковаться и сосуществовать с тысячелетней национальной традицией. Россия при сильном лидере - это страна, у которой более или менее хорошо, если говорить и о развитии экономики, и о развитии социальной сферы, и о позициях на международной арене.

Костин отметил,что «это не значит, что личность превалирует над институтом, просто институт без личности, к сожалению, в нашей стране не всегда бывает эффективен. Вопрос, куда мы идём, что выбираем, то или это, идентичен содержанию национальной идеи".  Говоря о национальной идее в РФ, он подчеркнул,что  «это продолжение нашей тысячелетней истории, и причем желательно так, чтобы она продолжалась с максимально выгодными условиями для граждан, которые в стране живут".

Поэтому нет никакой необходимости нагнетать мрак, рассуждая о грядущих выборах 2021, 2024 и 2026 года.  Конкретно к этому моменту весь большой этап перемен должен быть завершен и будут очевидны  результаты национальных проектов, которые сейчас запущены. Костин пояснил, что что внедрение непопулярных реформ накладывается на необходимость развивать новые отрасли экономики.

Политолог также упомянул причины распада СССР, в котором  полностью игнорировались такие важные вещи, как доходы населения. Китай при этом сделал выводы и напрямую прописал в политических документах КПК задачу «достижение уровня средней зажиточности каждой китайской семьи».

Речь идет в первую очередь о  конкурентоспособности экономики страны на текущем этапе, так как СССР банально не вписался в технологическую волну 70-х и фактически превратился в поставщика энергоресурсов. Эту ситуацию можно и нужно менять сейчас.

"Развитие ВПК с этапом перевооружения армии дали импульс, но теперь важно каким-то образом это всё трансформировать в другие конкурентоспособные производства. Ровно этим и занимаются  правительство и государственные компании",- заявил эксперт. России нужно занять свою долю мирового рынка в определенных отраслях и таким образом стать выгодополучателями новой технологической волны, нового витка экономического роста.

А для этого жизненно необходим именно человеческий капитал. В ХХI веке уже нет ГУЛАГов, не получится сейчас всех построить, зажать в кулак и бросить вперед. Поэтому демократия как смена подходов должна гарантировать интересы страны и ее граждан. Доверие Путину огромного количества людей как раз базируется на том, что он в своей работе в первую очередь исходит из интересов граждан России, заявил Костин.

Именно Путин предложил россиянам стабильность, предсказуемость и четкие правила,этим и объясняется его успех в течении многих лет.  С 90-х годов подходы к политическим решениям  сменились совершенно.

Поэтому если Россия стремится достичь конкурентоспособности и не быть слабой в XXI веке, необходимо развитие именно  институтов власти.  Костин добавил, что рассчитывает, что «путинский стиль, его подходы к управлению и к политике, хотя бы ещё лет 20 - 40 будут для всех серьезных политиков определяющими".

Что касается двухпартийной системы, то она рано или поздно сложится из увеличения количества одномандатных выборов. При таком раскладе  лет через десять останется две партии, «Единая Россия» и КПРФ просто по закону больших чисел, пояснил эксперт.

Партия должна и впредь становится  кадровым лифтом, что говорит о необходимости дальнейшего применения открытой модели праймериз. Только так появляются  поколения новых политиков и новых политических менеджеров и выстраивается определенная система взаимодействия между партией и исполнительной властью.

В такой ситуации нет проблемы, поскольку если брать классическое определении партии, то это и должна быть   команда единомышленников, заверил Костин. Важно, чтобы любой губернатор помимо качеств хорошего управленца демонстрировал бы навыки сильного лоббиста, который максимально использует федеральный ресурс для развития собственной территории. 

По словам Костина, в России было много талантливых руководителей, «которые, в общем, неплохо руководили экономикой на территории, но в какой-то момент попадали в ситуацию кризиса, именно потому, что не осуществляли политическое управление, а политическое управление - это не рассылка директив, это адекватное реагирование на политическую ситуацию, выстраивание собственных приоритетов и продвижение собственной политики", напомнил он.  Новые технократы решают именно такие задачи.

"Если мы хотим развивать институты, если мы видим в этом какой-то залог стабильности и бесперебойного функционирования политической системы, то следует помнить: все институты сначала процентов на 90 - это форма, и только на 10 процентов - реальное содержание",- резюмировал Костин.

Тем же США для современной формы власти и ее передачи, на отработку процедуры выборов, и процедуры инаугурации, понадобилось больше ста лет. Это неизбежный путь. Так что все партии можно рассматривать как оболочки для различных групп влияния, но надо работать над тем, чтобы количество содержания в формах постоянно увеличивалось.

"Качество и состояние политической системы - крайне важный элемент конкурентоспособности государства. Со слабой разбалансированной политической системой, которая неспособна решать основную задачу - представление интересов большинства населения во власти, государство становится менее конкурентоспособным, оно неизбежно проигрывает",  -  высказал свое мнение политолог.

«Та же парламентская модель снимает ряд вопросов и ограничений, к примеру, становится неважно,  какая политическая сила сколько лет находится у власти. Модель, при которой партия выиграла  парламентские выборы и решает вопросы верховной власти, позволяет, мне кажется, гораздо быстрее реагировать на противоречия, конфликты, протесты, возникающие при современной сложности социального устройства. И она никак не ослабляет верховного правителя после того, как выборы состоялись и полномочия получены", -отметил он. Но нужно учитывать возможную реакцию граждан и «западных партнеров»( читай - конкурентов на международной арене) , у которых на сегодня свои цели и задачи в отношении РФ.

«Cила федеративного государства в том, что на уровне субъектов могут использоваться разные модели, у нас это даже прописано в конституции и в соответствующих законах. И, возможно, этот опыт станет драйвером каких-то изменений уже на уровне федерации. Но решение должно созреть, в регионах должны сложиться к этому предпосылки, нельзя превращать их в полигоны для испытаний", - подытожил эксперт. Эволюция политической власти в России движется в правильном направлении.

 


Автор
Редакция