Доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Владимир Аватков высказал мнение, что Ливия является не только зоной турецких внешнеполитических интересов, но и лакомым куском для ВПК этой ближневосточной страны.
Военно-техническое сотрудничество — вот основной момент взаимодействия Турции и террористического ливийского ПНС. Это выражается в турецких поставках в Ливию оружия и боевиков, поддержке сил ПНС спецподразделениями страны.
Расследование ФАН доказывает масштабность поставок ПНС турецкой продукции ВПК.
При этом ПНС не является законным ливийским правительством — народ Ливии представляет правительство в Тобруке, которое поддерживает Ливийская национальная армия под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара.
Владимир Аватков отмечает, что ливийский фактор турецкой внешней политики становится сегодня ключевым. Во время "Арабской весны" Турция плелась несколько в хвосте событий, однако теперь хочет нагнать упущенное, чтобы доминировать в арабском мире.
Эксперт отмечает, что такая политика ведется в рамках новейшей идеологической доктрины неоосманизма, и усиление турецкого влияния в Северной Африке один из важных моментов реализации таковой.
"На основе идеологических и политических постулатов Турция пытается усилить внешнеполитическое влияние на севере Африки и на всем Ближнем Востоке", — дает определение Аватков. И поставки вооружения ПНС играют в этом ключевую роль.
Усиление военно-промышленного комплекса — это один из главных векторов внешней политики Турции. Анкаре нужны и те, кто будет закупать ее оружие, которое в техническом плане далеко от совершенства, подытоживает Аватков.
Иными словами, туркам нужен рынок сбыта, и они его формируют. Ливия один из немногих "надежных клиентов".
Военный эксперт, член экспертного совета ОО "Офицеры России", доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Перенджиев в беседе с ФБА "Экономика сегодня" заключил, что можно говорить и о черном рынке вооружений, как это всегда бывает в таких конфликтах.
По его мнению, "чем выше уровень вооруженного противостояния, тем развитее криминальный рынок незаконного оборота оружия. Поэтому можно предположить, что помимо официальных поставок могут быть и другие".
Правительство Турции признало факт поставок оружия так называемому ПНС Ливии, хотя имеются международные запреты, отмечается в расследовании ФАН.
Спецификация таких поставок разная, и не вся она будет официально признаваться.
Контрабанда скорее всего присутствует, размышляет Перенджиев. Всегда найдется много желающих погреть руки. Поставлять оружие в Ливию могут не только турки, но и европейцы, американцы и даже украинцы.
"Всегда здесь присутствуют оптовики и логисты, которые могут обеспечить провоз оружия и его продажу",- добавляет Перенджиев.
Главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов констатирует: "В последние годы турки в плане экспорта сильно выросли. С одной стороны, эта цифра в 570 млн евро действительно выглядит неплохо, а с другой — это далеко не что-то фантастическое для военной промышленности Турции", — заключает Фролов. Именно в эту сумму оценило объемы турецкого экспорта вооружений в Ливию расследование ФАН, и эксперт считает, что это объективно.
Основа поставок — турецкие бронетранспортеры и беспилотники: "Турки активно проверяют в Ливии свои беспилотники Bayraktar TB2 и некоторые образцы бронемашин национального производства. Это то, что реально сегодня существует в рамках ВПК Турции и его поставок в Ливию", — констатирует Фролов.