Мощный "удар" получили недавно власти Франции: Австралия решила расторгнуть договор о строительстве французами подлодок и "переметнуться" к США и Великобритании. При этом в Канберре уверены: всё сделано верно, решение было выверенным. Может ли Париж ответить — да так, чтобы действительно создать Канберре проблем?
Напомним, что Австралия и Франция ещё в 2016 году заключили контракт. Тогда Канберра заказала Парижу постройку сразу 12 подводных лодок, что должно было принести французской стороне миллиарды долларов.
Однако недавно Австралия, США и Великобритания "слились" в AUKUS — альянс, который направлен на решение вопросов обороны и работу в Индо-Тихоокеанском регионе. И Австралия сочла, что разумнее будет строить подлодки в рамках AUKUS, при поддержке Вашингтона и Лондона, так что контракт с Францией расторгла.
"Это действительно удар в спину. Мы установили с Австралией доверительные отношения, это доверие подорвано", — отреагировал на ситуацию глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан, выступая на France Info.
"Это всегда казалось трудным решением … Вероятно, было бы наивно полагать, что решение такого рода не вызовет разочарования у французов", — высказался для журналистов австралийский премьер-министр Скотт Моррисон.
Как может ответить Франция, есть ли у неё возможности сделать что-то, что стало бы большой проблемой для Австралии? Мнением поделился Юрий Рубинский, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН.
Несмотря на резкие формулировки французской стороны (в частности, звучали фразы об "ударе в спину", "двуличии"), рычагов воздействия на Канберру у Парижа практически нет. И, несмотря на поддержку Франции по линии ЕС, как-то кардинально "ответить" Австралии вряд ли выйдет.
"Что французы могут сделать?
Отмены нового договора Австралии с Соединёнными Штатами, Великобританией не будет, это очевидно. Призывы о выходе Франции из НАТО тоже вряд ли осуществимы — во французской политической элите к этому призывают разве что отдельные, "маргинальные" голоса.
Это будет тяжёлое испытание для нынешнего французского президента, удар по его репутации. И власти Франции они будут объясняться в первую очередь не с Австралией, а с США. Запланирован разговор — но что он даст?", — рассказывает Рубинский.
Для Эммануэля Макрона, продолжает эксперт, логичным шагом была бы попытка реализовать давно вынашиваемую идею: некую автономную структуру военно-политического толка, во главе которой встали бы Париж и Берлин. Но есть проблема: в Германии совсем скоро начнутся выборы.
"Кто сменит Ангелу Меркель - неизвестно. Но те, кто придут на её место, не намерены, судя по всему, делать какие-то жесты, которые бы ещё больше подорвали трансатлантическое партнёрство", — заключает эксперт.