Политолог Екатерина Шульман в эфире программы "Статус" на "Эхе Москвы" изложила свое мнение о прошедших выборах в Госдуму РФ, назвав Петербург, где выборы прошли с большим количеством нарушений и скандалов, "бедой, а не регионом":
"Петербург — это… О, боже мой! "Ленинград, Ленинград, я еще не хочу умирать". Это, конечно, беда какая-то, а не регион. Там еще избиратели не приходят. Город засыпает — просыпается мафия".
Шульман отметила, что фальсифицировать, давить или как-то иначе вмешиваться в процесс волеизъявления граждан сложнее там, где высокая явка и где присутствуют наблюдатели: если на участке есть хотя бы один, никто не будет его "убивать, выкидывать в окно, запирать в туалете".
"Если есть наблюдатель, участникам избирательного процесса становится сразу кисло, и они считают так, как проголосовали", — заметила политолог.
Однако и здесь Петербург отличился в худшую сторону: хамство, агрессию в отношении наблюдателей, попытки не пустить их в ТИК, остановить видеофиксацию нарушений — все это неоднократно замечали в три дня голосования.
Еще один постоянный собеседник "Эха Москвы", политолог Сергей Ципляев вспомнил о "тревожных звонках" в петербургской политике еще до выборов, приведя в пример поспешное увольнение председателей УИК в Московском районе с целью работы в Красносельском, где баллотировался "единоросс" Александр Тетердинко.
"Никаких объяснений этому действию, кроме того, что эти люди будут обеспечивать нужный результат, невозможно придумать. Объясните, зачем это произошло? Если в любом случае и там, и там честно считают, то зачем ходить из одного округа в другой вслед за кандидатом? Когда такие вещи начинают происходить, они, конечно, подрывают доверие", — сказал он.
Ципляев также обратил внимание на принцип формирования избирательных комиссий. Если есть задача сделать выборы честными, то в комиссии должен быть один человек от каждой партии — даже если все там исключительно "фальсификаторы и воры", они присмотрят друг за другом и принцип "ни у кого нет преимущества" будет сохранен, считает политолог. Но если в комиссии "половина от губернатора, половина — от Заксобрания", при том, что все понимают, что это одна партия, становится очень удобно подгонять результат под желаемый.
"Наблюдатели Петербурга" на итоговой пресс-конференции сообщили, что получили около 1400 жалоб на нарушения в три дня голосования. Также они указали на недостатки "Центра общественного наблюдения за выборами", который должен был быть открыт для всех граждан, подавших заявку за сутки, о чем изначально заявило правительство города.
На самом деле в Центре было оборудовано всего 50 мест, причем 14 мест определили для представителей партий, два — для самой Общественной палаты, четыре — для СМИ, одно — для уполномоченного по правам человека в Петербурге, одно — для Совета по правам человека. На оставшиеся могли претендовать петербуржцы, но только с постоянной регистрацией в городе. При этом права переключать самостоятельно что-то на экране у них не было — нужно было звать волонтера.
Тем не менее, 22 сентября Горизбирком признал выборы состоявшимися: "за" проголосовали 11 членов комиссии, против — глава регионального отделения КПРФ Андрей Беляков, председатель "Справедливой России" Екатерина Фесик и Ольга Покровская из партии "Яблоко". Вскоре после заседания ЦИК признал недействительными результаты выборов в Госдуму на семи участках и на шести в ЗакС.
Глава региона Александр Беглов назвал выборы "самыми демократичными", отметив как достижение формирование многопартийного парламента, но не прокомментировал сообщения о нарушениях, в том числе, допущенных с ведома районных администраций.