Как показало предложенное Борисом Акуниным голосование, позиция Алексея Навального по национальному вопросу оказалась непонятной («Не могу определиться. Объяснений недостаточно») для 42,9% высказавшихся.
Мой вывод тогда был достаточно прост: я не согласен с тем, что можно быть одновременно националистом и демократом. Например, подтвержденное Алексеем Навальным осуждение «химеры россиянства», содержащееся в опубликованном несколько лет назад Манифесте движения НАРОД, для любого реального российского (да и европейского) демократа неприемлемо.
Во время последней переписи населения задавался вопрос: «Ваша национальная принадлежность?».
80% ответивших заявили, что они русские, а остальные 20% абсолютно сознательно указали даже не десятки, а сотни национальностей, несмотря на то, что среди них большинство думает и говорит по-русски.
И чем же тогда можно объединить людей с российским гражданством в единую нацию? Русской идеей? Но это заведомо делит наше общество на большинство и меньшинство по признаку национального происхождения. В лучшем случае, это возвращение к концепции «старшего брата», в худшем - этническая чистка.
А теперь хочу объяснить, почему я столь настойчиво пытаюсь докопаться до позиции Алексея Навального по национальному вопросу.
Если бы он был одним из лидеров «Русского марша», популярным блоггером и действительно выдающимся борцом с коррупцией, то меня это бы не интересовало. Но события в стране начали активно делать из него фигуру чуть ли не президентского масштаба, да и сам он, судя по намекам, от этих амбиций не отказывается. А это уже другое дело.
Если верить тому, что он пусть национал-, но и демократ, то нам надо знать о его политических взглядах всё.
Сейчас все дружно говорят, что мы не должны допустить, чтобы у руля России снова встал человек, который повторит печальную эволюцию Бориса Ельцина и Владимира Путина.
И это правильно.
(процитировано частично)