'В Прибалтике был, консультировал, горжусь'

«Слон» перепечатал пересказ интервью «Би-Би-Си» с Джином Шарпом - тем самым, который написал «От диктатуры к демократии» и т. д. Интервью в целом о том, что книжечка - просто чудо, изящное абстрактное эссе, а институт Альберта Эйнштейна - бедная организация, что-то вроде издательства. И при этом - ни слова, например, о знаменитом сотруднике этого института (и вроде бы полковнике) Роберте Л. Хелви. Зато много слов о том, что якобы все путают «теоретика» Шарпа и «тихих американцев» трудящихся сотыми секретарями посольств или сотрудниками организаций «за гуманизм без границ».
И все это совершенно случайно («Слоном») было опубликовано именно сейчас. Правда британцы прямо (крупными буквами) вписали в текст объявление: «Эта статья является частью проекта bbcrussian.com, посвященного президентским выборам в России.» Хотя какая тут связь - добрые книжки про способы свержения кровавых деспотов и наши выборы. В общем, что тем самым имели в виду сказать британцы, рассуждать не будем. Лишь процитируем отдельные части текста, замечательные по разным причинам (забавные признания, интересные трактовки и т. д.)

Итак:

«...Разработчик тех самых современных революционных методик, по которым действовали «Отпор» в Белграде и «Пора» в Киеве, Джин Шарп рассказал корреспонденту Би-би-си Павлу Бандакову о том, почему русским не стоит называть его методы американским экспортом, почему нет смысла в переговорах и как устроен созданный им институт Альберта Эйнштейна.(...)
В декабре, сразу после многотысячного митинга на Болотной площади, Владислав Сурков (...) заявил в интервью «Известиям», что «есть желающие конвертировать протест в цветную революцию». «Они действуют буквально по книжкам Шарпа и новейшим революционным методикам. Настолько буквально, что даже скучно, ­- заявил Сурков. - Хочется посоветовать этим господам хоть немного отклониться от инструкции, пофантазировать». (...)
Институт им. Альберта Эйнштейна действует примерно так же, как методики Шарпа. Штатных сотрудников - единицы: сейчас трое, в лучшие годы там работали 11 человек. Зато постоянно появляются энтузиасты, готовые переводить и адаптировать производимые институтом тексты на другие языки.

Также просто и схематично устроены и методики основателя института. (...) Он собрал и подробно описал почти две сотни методов ненасильственной борьбы, а также некоторые варианты их взаимодействия. Жесткой инструкции нет - методы могут быть использованы в любой комбинации в любой стране. 

(...) Автор говорит, что существуют три категории отказа от сотрудничества с властью: социальный отказ (включает 16 методов), политический (38 методов) и экономический. (...)  Выбор комбинаций остается за теми, кто будет превращать теорию в практику. Автор лишь отмечает, что успех гарантируется комплексным подходом. «Массовые демонстрации носят исключительно символический характер, ­- говорит идеолог цветных революций. - Если режим относительно демократичен - это работает. Но чем авторитарней режим, тем больше нужно сделать для того, чтобы отобрать у него источники власти. Символизм не меняет правительств».

В России имя Шарпа стало более-менее широко известно после украинской «оранжевой революции». Джин Шарп говорит, что его роль в событиях 2004 года была совсем незначительной, хотя и признает, что поддерживал контакт с украинскими оппозиционерами. «Они где-то нашли копию «От диктатуры к демократии». Как, я не знаю, - вспоминает Шарп. - Эту работу перевели, но их организация была настолько бедна, что не было денег опубликовать перевод. Они прислали нам имейл: помогите немного деньгами. Мы послали им, кажется, $6000. (...)Это был единственный случай прямого контакта и нашего участия в событиях «оранжевой революции». У нас нет организаций на местах и филиалов. Мы просто не можем финансировать это. И потом, мы не могли бы их контролировать, поэтому сложно построить рабочие отношения». (...)

Впрочем, есть конкретные события, которыми ученый гордится: например, борьба за независимость трех балтийских республик в 1990-1991 годах, когда Шарп был в Прибалтике и консультировал лидеров движения за независимость. «Да, это правда. И я возьму вину за это, потому что считаю это большим достижением», - говорит он. 

Группа представителей Института Альберта Эйнштейна дважды приезжала в Прибалтику. Американцы консультировали победивших на выборах в этих еще советских республиках политиков, стремившихся восстановить независимость. В Литве они работали с Аудрюсом Буткявичюсом, сначала являвшимся генеральным директором Департамента охраны края, а затем ставшим министром обороны страны. В Латвии - с Талавом Юндзисом, также получившим пост главы минобороны после восстановления независимости. (...)

Самый знаменитый текст Шарпа - «От диктатуры к демократии» - писался «для Бирмы». С этой целью в начале 1990-х автор находился на контролируемых бирманскими повстанцами территориях. «Мы думали, что Бирмой все и кончится», - вспоминает политолог, но текст начал распространяться по планете.

По словам Шарпа, книгу нашли в магазине в Бангкоке студенты из Индонезии и привезли домой. В Сербию экземпляр привезли «борцы за мир из Калифорнии», после Белграда о книжке узнали на Украине и так далее.(...)

Непротивление злу насилием звучит пасторально, но Джин Шарп, в общем, не пытается казаться идеалистом. «Выбирать ненасильственные действия имеет смысл не просто потому, что это хорошо или приятно, а потому, что это более эффективно, - говорит он. - Нужно учиться действовать стратегически, а не просто делать что-то, что тебе нравится, от чего тебе становится приятно. Не заниматься символизмом, а думать по-военному, как Карл Клаузевиц!»

В числе прочего, он считает бессмысленным вступать в переговоры с режимом. (...)
Но может быть, он уже давно не столько историк-теоретик, сколько политтехнолог-практик? «Если называть политтехнологом того, кто направляет действия людей, то нет, - уклончиво отвечает Шарп. - Я лишь пишу о том, что люди могут делать на основании того, что уже делали. А также о том, чего лучше не делать».

Доктор Шарп не очень интересуется тем, что происходит в академической политологии. (...) И в последнее время вообще не выезжает за пределы США, а нынешний приезд в Лондон - редкий случай.(...)

Несмотря на то, что Джин Шарп последнее время почти не покидает Бостон, его имя все чаще всплывает рядом с обвинениями в адрес Соединенных Штатов в «экспорте цветных революций» (...). 

«Давайте не будем путать: американское правительство делало много плохих, ужасных вещей, в том числе насаждало своих людей, свергая демократические правительства, планируя убийства - например, Патриса Лумумбы в Конго. Люди могут найти множество других примеров, ­- говорит доктор Шарп. - США - никоим образом не ангел. Но есть некоторые люди, которые видят дьявола даже за добрыми делами».

В Институте Эйнштейна всегда подчеркивали, что это - независимая организация. Впрочем, добавляет доктор Шарп, «было бы слишком широким допущением заявить, что у нас нет ничего общество с правительством». При этом истории о сказочных условиях, в которых планируются революции в Институте Эйнштейна, вызывают у его основателя чуть заметную усмешку(...)»

(процитировано частично)

 


Автор
Володин Олег