Если кого интересует, как работает алкогольное лобби в России, то вот вам яркий пример. После скандала вокруг кировских похождений экс-яблочника Леши-спиртзавода, непосредственный интерес к алкогольной отрасли проявил его бывший однопартиец, а ныне глава ФАС Игорь Артемьев.
Публикую as is, читайте:
Полномочному представителю
Правительства Российской Федерации
в Государственной Думе
Федерального Собрания
Российской Федерации
А.В. Логинову
Краснопресненская наб., д. 2, г. Москва, 103274
О законопроекте № 81110-6
ко второму чтению
Уважаемый Андрей Викторович!
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят законопроект № 81110-6, направленный на ужесточение требований к рекламе алкогольной продукции. В настоящее время законопроект подготовлен к принятию во втором чтении, которое запланировано на 4 июля 2012 года.
Законопроект до принятия в первом чтении был направлен в Правительство Российской Федерации для получения Официального отзыва Правительства Российской Федерации, однако Официальный отзыв Правительства Российской Федерации на данный законопроект в настоящий момент не подготовлен. ФАС России и Росалкогольрегулирования поддержали законопроект в редакции, принятой в первом чтении, с незначительным замечанием. Минкомсвязь России поддержал законопроект с замечанием о расширении вводимого запрета на все сайты в сети Интернет, Минэкономразвития России не поддержал законопроект в редакции, принятой в первом чтении.
Вместе с тем, ко второму чтению текст законопроекта существенным образом изменился (по сути, изменилась концепция законопроекта) - предлагается запретить рекламу алкогольной продукции не только на сайтах в сети Интернет, зарегистрированных в качестве средств массовой информации, но на любых сайтах в сети Интернет, а также в периодических печатных изданиях.
В данной редакции законопроект в Правительство Российской Федерации не направлялся.
Вместе с тем ФАС России считает необходимым обратить внимание на следующее.
В ФАС России поступает незначительное количество обращений относительно размещения рекламы алкогольной продукции в сети Интернет, в связи с чем говорить о необходимости быстрого решения назревшей проблемы рекламы алкоголя в Интернете преждевременно.
Кроме того, к законопроекту имеется ряд замечаний.
Законопроект в новой редакции существеннейшим образом ограничивает рекламу алкогольной продукции, лишая возможности производителей и продавцов алкогольной продукции донести до потребителей информацию о своём продукте. Конституцией Российской Федерации установлено право на свободу предпринимательства, которое включает, в том числе, возможность осуществлять выпуск и реализацию товара, разрешённого к производству, - следовательно, запрет распространения рекламы алкогольной продукции существенно ограничит права лиц, занимающихся производством и реализацией данных товаров, на распространение информации о товаре и его продвижение на рынке, а также может ограничить права потребителей на получение информации о представленных на рынке товарах.
Также вызывает определённые сомнения возможность эффективного контроля исполнения предлагаемого закона. Поскольку в Российской Федерации нет закона, регулирующего отношения, связанные с размещением информации в Интернете, то могут возникнуть проблемы с определением пределов юрисдикции антимонопольных органов (это только зоны .RU и .РФ или вообще любые домены - .COM, .NET, .DE, .FR, .UA и т.п.), а также с установлением лица, ответственного за размещение информации на сайтах (особенно в зонах, отличных от .RU и .РФ) и вообще самой возможностью нахождения и привлечения к ответственности лиц, размещавших рекламу на сайтах в зонах, отличных от .RU и .РФ.
Учитывая изложенное, ФАС России не поддерживает принятие законопроекта № 81110-6 в редакции, подготовленой к принятию во втором чтении, и полагает, что принятие данного законопроекта в данной редакции преждевременно.
И.Ю. Артемьев
От редакции: Желающие легко могут вспомнить (например, обратившись к поисковым системам), как Алексей Навальной в своей переписке хвалился работой с "нужными ребятами" из ФАС и рассказывал о весьма "добром" сотрудничестве...