Глава фонда гражданских инициатив Константин Костин
Что подразумевается, когда говорится о национализации элиты. Речь идет о процессе формирования правящего класса, ориентированного на государственные интересы. Элиты или правящего класса, который складывается вокруг единой идеологии и системы ценностей.
Сейчас в Госдуме есть два законопроекта, которые касаются ограничений для чиновников и депутатов. О деталях можно спорить, но безусловно вопрос о лояльности госслужащих и депутатов - это вопрос крайне важный. Представленные в Госдуме законопроекты в случае принятия позволят этот вопрос решить. Там в ходе обсуждения этих законопроектов до круглого стола уже звучали предложения расширить действия закона на топ-менеджеров российских госкомпаний, которые по сути являются госслужащими, хотя и работают в бизнес-сфере.
Предложения, которые прозвучали сегодня, исходили из следующего посыла. У нас помимо элиты политической, к которой можно отнести высокопоставленных чиновников и депутатов, есть и деловая элита и так называемый национальный бизнес, который эта деловая элита представляет. И здесь вопрос о том, что и они тоже - крупнейшие российские компании - должны быть зарегистрированы в России.
То есть речь не идет об ограничении права для каких-то целей, бизнеса, развития, проникновения на другие рынки, запретить регистрацию в офшорах. Здесь речь идет о том, что материнские кампании не должны быть в офшорах зарегистрированы. Пример, который приводил сегодня на круглом столе Никита Иванов - известно, что есть компания Coca-cola. Это американская компания. Хотя известно, что она присутствует на большом количестве рынков, практически по всему миру и наверняка где-то там у нее есть регистрация в офшорных юрисдикциях. Это проблемой не является. Но если мы говорим о национальном капитале, то место прописки должно быть сугубо национальным. Потому что когда совсем недавно был кризис, мы помним, что все страны - в том числе и Россия - поддерживали национальный бизнес. Это был один из способов спасения экономики от кризиса.
Только смотрите, что получается. В Америке поддерживались американские производители. В первую очередь автопром, во вторую - банки и финансовые кампании. То есть поддерживались "Форд", "Дженерал Моторс", а не японские заводы, которые есть на территории США. Речь шла о помощи национальным компаниям американским национальным правительством США. Такая же ситуация была с банками в Швейцарии, Германии, с рядом предприятий во Франции.
А у нас большому количеству российских по месту работы компаний помощь была оказана, но по факту своей прописки они же являются компаниями кипрскими, с Виргинских островов, из других офшорных юрисдикций, что является довольно странным.
Мы говорим о парадоксе в отношении чиновников - если ты высший государственный служащий, то ты должен доверять стране, в которой ты работаешь, и твои средства должны быть в этой стране. В данном случае если речь идет о крупных инфраструктурных компаниях, здесь вполне может быть применим такой же подход. Если вы претендуете на то, чтобы быть партнером государства, если вы претендуете на государственную помощь в какие-то сложные периоды, если вы претендуете на помощь государства при продвижении на внешние рынки - регистрируйтесь в России. Скажите, что Россия - ваш дом. Это никак не ограничивает бизнес.
[Вопрос: Но этой инициативе, скорее всего, окажут сопротивление заинтерсованные структуры] Наверняка какое-то будет. Логика у таких рассуждений есть. Это (в ходе дискуссии) отметили и Валерий Фадеев, и Михаил Леонтьев.