Дедушка-революционер - это тот, кто запретил нам слушать «Битлз» и «Дип пепл», и даже благозвучный «Квин», а хочет чтобы мы каждое утро слушали Кобзона и Толкунову. ... Дедушка-революцинер - это Петька, Чапаев, Анка, Котовский и Ильич из анекдотов. ... Нет, дедушка революционер - это полный отстой. ...
70 лет ушло у русского народа - прежде всего, у того, что мы бы сейчас назвали креативным классом, но и народа вообще ..., - чтобы вот за эти три абзаца, которые вы сейчас прочли за одну минуту, можно было не сесть, не попасть в милицию, не быть затасканным по советам дружины и комитетам комсомола, не вылететь из комсомола и из института, не загреметь в стройбат, а еще раньше - и из живых в мертвые. 70 лет были положены на то, чтобы о ней можно было сказать вслух что-нибудь, кроме «Слава Октябрю!». Поколения русских людей всех национальностей прошли за это через тот самый политический террор, по поводу которого мы сейчас снова волнуемся.
Но волнуемся мы как-то странно: таким образом, что Октябрьская революция 1917 года у нас опять не так уж и плоха. Ей вроде как снова слава. ... Слово «реакция» теперь произносится тоном пионервожатой, читающей на классном часе книжки про Камо и Лазо. Хотя лет 20 назад никто из креативного класса особо не сомневался в том, что если б реакция победила осенью 1917 года, было бы не так уж и плохо. Но теперь все иначе. Теперь наш протест и наше сочувствие гонимым заставили нас стремительно изменить собственному языку и перейти на язык листовок РСДРП и рассказов про Сашу и Маняшу Ульяновых.
Ну все, ну раз Путин объявил себя защитником русской империи ... мы теперь должны забыть все, что знаем про русскую революцию, забыть смотр строя и песни, ... таскание к директору за «Дип перпл», и говорить, что Октябрьская революция - это ничего, это даже здорово. В конце концов, ведь было и много хорошего. В конце концов, нельзя было терпеть царский режим, он ведь на Путина похож. Исходим мы при этом из совершенно невероятного тезиса, что царский режим никак бы не изменился, каким был, таким и остался... Интеллигенция и народ никак не могли найти общий язык. Вот сейчас они его найдут. Вместе начнут хвалить народовольцев, Смольный, Ленина, огневые ночи Спасска, Волочаевские дни. Народ - по привычке и потому, что богатых били, интеллигенция - из идейных соображений, потому что с одной стороны у нее Путин, с другой теперь Удальцов, а в результате надо быть с Крупской - за пионеров, а не с Раневской - гнать их, ну, в общем, в шею....
И вот мы выходим с плакатами против репрессий и пыток и против политического террора, не уточняя, чтобы не травмировать гонимых, какой террор мы имеем виду. Раньше знали. А нынче все мне темно, Таня. Что знала, то забыла, да. Пришла худая череда. А гонимые с удовольствием принимают эту игру.
«Мы вернулись в худшие для России времена - времена политического террора», - говорят гонимые. И останавливаются в полшаге от правды. Они какой террор имеют в виду? Царя Ивана Васильевича до смены профессии? А когда в России последний раз были времена политического террора? ...
Несмотря на преследования, судя по блогам и страничкам, например, «Левого фронта», хорошие главы своих стран - Ленин, Чавес, Кастро, Лукашенко, Мао, Каддафи, Хонеккер, руководство СССР, колумбийские партизаны FARC и даже Ким Чен Ир - жертва западных санкций и несправедливо оговорен. Если все они хороши, то чем Путин-то им плох? И как защищать свободу тех, кто не дорожит чужой?
Ау. Если политический террор - плохо, то плохи и Ленин, Сталин, Дзержинский, Каддафи, Мао, Кастро и Хонеккер, а несправедливо оговоренный Ким Чен Ир - хуже всех. Нынешние гонения - это не только развилка для власти, это развилка и для ее оппонентов слева. Какой вывод они сделают из гонений? Ужаснутся... Или они вынесут ожесточение и санкцию для себя на репрессии против своих врагов? Хотелось бы знать заранее. ...
Ошибка русских революций начала ХХ века в том, что образованное общество не оказывало того же давления на оппозицию, что и на власть. Из понятной деликатности в отношении гонимых. Но зная дальнейшую судьбу дедушки-революционера, не вижу смысла повторять эксперимент. ...
В сегодняшнем сочувствии гонимым - которым с моральной точки зрения правильно сочувствовать - меня беспокоит одно: то, что мы переносим сочувствие с гонимых на их взгляды, - во вред себе и на пользу гонителям. Сложно разобраться, кого поддерживать в протесте и до какой черты. Я предлагаю простой критерий. Пусть протестующие хвалят бархатные и цветные революции, перестройку, свержение Мубарака, вынужденную отставку Пиночета, изгнание вьетнамцами Пол Пота, свержение черных полковников в Афинах, «пражскую весну», Нельсона Манделу, Вацлава Гавела, Бонхёфера и немецкую «Исповедующую церковь». Но если они при вас хвалят Октябрьскую революцию семнадцатого года, остановитесь и медленно сосчитайте до тысяча девятьсот семнадцати...."