Как сливали и монетизировали протест

Ровно год назад произошло то, что, собственно, и должно было когда-нибудь произойти. Очень многих людей достало. Достало так, что они вышли на улицу. Это было как в начале 90-х - сотня тысяч граждан на одной площади. Но ведь митинги, даже многочисленные митинги, не могут быть результатом, это процесс. Так что все воодушевление прошлой зимы спало и сменилось разочарованием тем, что нет столь необходимого результата.

Самое парадоксальное в этом протесте то, что без митингов власть набирала меньше голосов, чем с ними. На президентских выборах в марте фальсификаций было меньше, и Путин набирал уже 50% «чистыми» и более 60% «грязными». Объясняется это просто - мы как-то традиционно считаем, что это власть оторвалась от народа, но тут мы видим, что между народом и лидерами протеста пропасть еще большая. Эти люди были свято уверены, что яйцо с иглой лежит в Москве, а если более точно, то в пределах Садового кольца. Ответный шаг просто напрашивался - показать на всю эту тусовку из «Жан-Жака» и сказать, что они зажрались. Никакой особо креативной политтехнологии в этом не было.

Сейчас мы узнаем совсем уж потрясающие истории про протест. Оказывается, митинг 10 декабря согласовывался лидерами протестного движения с ближайшими путинским соратником Алексеем Громовым. Нет, я совсем не против переговоров с властью, но вот не стоит за рюмкой виски позорно сливаться, а потом объяснять, что от итогов этих посиделок лучше будет всем.  Они ведь с трибуны говорили, что Путин врет собственному народу, но за день до этого сами лгали, вместо того, чтобы честно сказать, извините, мол,  сторонники, но мы с Громовым договорились.

Еще более мерзко выглядят попытки протест монитизировать. Ну давайте будем откровенны, оппозиционные проекты в Интернете спонсирует избиравшийся даже в КС оппозиции бывший путинский соратник и бизнесмен Сергей  Колесников. Он не стал оппозиционером, его кинули бывшие партнеры и ему захотелось политического убежища, которое он решил получить пойдя по пути Березовского, тоже дававшего в свое время деньги оппозиции. Да что тут скрывать, если «оппозиционный Чуров» Леонид Волков рассматривает эти политические проекты, как банальный стартап, на котором можно поднять денег. Не зря же человек ради них отказывается от борьбы за кресло городского депутата в Екатеринбурге, которое сейчас занимает.

Собственно, все эти нехорошие черты протеста появились потому, что лидеры хотели в широком уже смысле протест продать. Вот смотрите, вышли люди, какие могут быть дальнейшие действия? Их всего два - либо тебя несут, как на знаменитых кадрах с Валенсой, в политику, либо ты, грубо говоря, по совету Лимонова делаешь революцию.

Вариант с революцией не проходит, это очевидно, достаточно посмотреть соцопросы. И это, я вам скажу, очень хорошо. Значит, остается путь Валенсы. И люди готовы были взять на плечи своего лидера. Но никто из трибунов не пошел в президенты, хотя собрать подписи в поддержку того же Навального было бы делом техники. Более того, стоящие на трибуне демонстративно не поддержали ни Явлинского, ни Прохорова, осмелившихся пойти на президентские выборы. Да что там президентские... На всех выборах в течение года белоленточное движение поддержало только одну Чирикову в Химках.

Зато сейчас, когда кулисы протестного движения приоткрываются, мы видим, как лидеры просто решали свои вопросы, используя тех, кого якобы ненавидимая ими власть достала. Вспомните, как Гудков рассказывал чинам МВД, что протестующие придут защищать его охранный бизнес. И это только малая часть той самой торговли протестом.

И на все это можно было бы совсем не обращать внимания, оно того, честно говоря, не стоит, если бы не человеческие трагедии, которые являются тоже итогом протеста. Я писал про Даниила Константинова, а есть еще группа узников 6 мая, родственникам которых Навальный сказал, что ребята получат «маленькие или условные сроки». Ими-то сейчас и надо заниматься, ибо, мы им просто должны.

Через год протест выродился в Координационный совет оппозиции с бесконечными обсуждениями регламента и спорами Пионтковского и Собчак. Как все это приближает декларировавшуюся год назад смену власти, вряд ли кто-то может сказать. По сути, все пришли к чему, от чего и стартовали - «Комитет-2008», «Национальная Ассамблея», «Координационный совет».

Сейчас можно констатировать, что на протестной волне по примеру Валенсы к власти не придешь. Один мой знакомый процитировал своего польского друга: «Координационный совет это наша «Солидарность», только у нас был Лех Валенса, а у вас Галина Брежнева». Так вот спринт не удался, придется бежать марафон. Это означает, что приходить к власти надо начинать на уровне даже не городов, а сел и так, набирая авторитет, приближаться к заветной цели - Думе и Кремлю. Только делать это придется уже с новыми лидерами, не с теми, кто год назад зажигал на Чистых прудах. Они регламент обсуждают и как-то забыли за этими диспутами, что скоро сентябрь и единый день голосования. Что-то мне подсказывает, что там не будет уже даже и Чириковой.

На самом деле я очень рад тому, что протест был. Он выполнил свою главную функцию - отрезвил людей и привел их к пониманию того, что Майдан это далеко не просто площадь, которая забита людьми с красивыми лозунгами.


Автор
Володин Олег