Оппозиционер ждет снега, как охотник ждет дупелиной тяги, как рыбак ждет нереста - с вожделением. Оппозиционер знает: обязательно, каждый год, когда выпадает в Москве первый большой снег, можно с полным основанием оттоптаться в СМИ и социальных сетях на мэре, правительстве города, коммунальных службах и - обобщая - в целом на кровавом режиме.
За первые два дня, пока коммунальщики убирают в Москве первый большой снег, оппозиционер успевает:
- пошутить шутку «в Москве неожиданно выпал снег»,
- соврать, будто, случись такое в любом европейском городе, мэр подал бы в отставку,
- объяснить транспортный коллапс тем, что мэр назначается, а не избирается,
- соврать, будто собянинскую авторитарную плитку труднее очищать от снега, чем демократический асфальт.
Эти ритуальные соображения о московском снегопаде повторяются из года в год, так что тошнить начинает даже природных оппозиционеров, вроде меня. Братцы, вы же креативный класс! Придумайте что-нибудь новенькое! Что-нибудь кроме этих четырех сомнительных тезисов!
Во-первых, шутка «неожиданно выпал снег» была смешной пятнадцать лет назад. Нельзя же шутить каждый раз одну и ту же шутку!
Во-вторых, куча европейских городов каждый год бывает парализована снегопадами, дождями, наводнениями, эпидемиями, и ни один мэр на моей памяти не ушел в отставку, как бы плохо ни была у него организована борьба со стихией. Разве ушел в отставку мэр Рима после снегопада, парализовавшего город? Разве уходит в отставку традиционно бессильный мэр Венеции всякий раз после высокой воды? Разве ушел в отставку мэр Неаполя после того, как город четыре месяца кряду был завален мусором? Разве ушел в отставку мэр Реджо ди Калабриа, когда два месяца не мог остановить эпидемию холеры? Простите, что все примеры про Италию, просто лучше ее знаю.
Но есть примеры и из северной Европы. Какой чиновник хоть раз ушел в отставку в связи с эпическими опозданиями немецких поездов? Когда мэра Лондона выгоняли в связи с чудовищным состоянием лондонского водопровода? (В Москве революция была бы, если бы вот так по капельке сочилась вода из крана, как в Лондоне - норма.) Кто из савойских чиновников хотя бы выговор получил в прошлом году, когда неделю из-за снегопада стояли перекрытыми все дороги?
В-третьих, самая чистая европейская столица - Минск. А там давно уже вообще никого не выбирают. То есть посыл про то, что демократия способствует хорошей работе коммунальных служб, ложный, мягко говоря.
В-четвертых, да забудьте вы уже эту плитку: если за все годы нам нечего предъявить Собянину, кроме плитки, значит не такой уж плохой мэр.
Придумайте что-нибудь новое!
И вот в этом году Сергей Пархоменко в эфире «Эха Москвы» действительно придумал новый сюжет про снег в большом городе. Пархоменко рассказал, как на его глазах в Нью-Йорке были ликвидированы последствия снежного заряда. Был теплый (как водится в Нью-Йорке) день, но по радио предупреждали, что в три часа пополудни случится снежный заряд. И в три часа действительно снег повалил с неба стеной, чтобы за полчаса засыпать город полуметровым слоем. Но, как только снег кончился, рассказывал Пархоменко, люди высыпали на улицы. Владелец кафе разгребал возле кафе, владелец бензоколонки - возле бензоколонки, пожарные разгребали, рейнджеры какие-то, береговая охрана. И в течение часа огромный город совершенно от снега расчистили.
Рассказав это, Пархоменко сделал вывод, что вот в Нью-Йорке власти снег расчистить могут, а в Москве не могут, потому что не избраны демократическим путем.
Вывод неверный, потому что город Нью-Йорк от снега расчистила не власть, а люди. Никакая власть, даже самая демократическая, не может справиться со стихией. Люди - могут. Люди могут наводить порядок, а могут громить под шумок стихии лавки, как было в Новом Орлеане, куда ради наведения порядка пришлось ввести национальную гвардию, то есть отменить к чертовой матери всю демократию.
Все эти владельцы нью-йоркских кафе и бензоколонок, все эти пожарные, рейнджеры и береговая охрана действовали как волонтеры. И задача власти была только в том, чтобы скоординировать их действия.
Что случилось бы в Москве, если бы мэр Собянин обратился к гражданам с просьбой выйти на улицы и помочь убрать снег? Получил бы улюлюкание в «Фейсбуке»? Или многие вышли бы? Мы не знаем, потому что мэру не пришло в голову обращаться к гражданам.
Что ответила бы мэрия, если бы группа граждан обратилась туда с предложением помочь в уборке снега, попросила бы лопат? Скорее всего, эту волонтерскую помощь запретили бы от греха подальше, как тверской губернатор запрещал волонтерам раздавать дальнобойщикам воду и хлеб на парализованной трассе М10.
К сожалению, главное чувство, которое движет нами, вернее, заставляет не двигаться, - это недоверие. Не только недоверие между обществом и властью, но и недоверие каждого человека к каждому человеку. Именно недоверие, а вовсе не авторитаризм мешает нам наводить порядок на улицах. Авторитарные Сталин и Гитлер прекрасно умели устраивать субботники. Демократический Неаполь месяцами жил заваленный мусором.
Беда в том, что я понятия не имею, как установить доверие между людьми. Но обнадеживает, что время от времени оно устанавливается само. И все чаще и чаще: пожары ведь тушили все вместе, и гуманитарку в Крымск собирали, и денег на лекарства больным детям собираем регулярно.
Когда-нибудь и снег расчистим.
(процитировано частично)