У либералов все смутно, все спутано, все бледно, всего понемногу. Система либерализма есть, в сущности, отсутствие всякой системы, она есть лишь отрицание всех крайностей, боязнь всего последовательного и всего выразительного.
Эта-то неопределенность, эта растяжимость либеральных понятий и была главной причиной их успеха в нашем поверхностном и впечатлительном обществе.
Множество людей либеральны только потому, что они жалостливы и добры; другие потому, что это выгодно, потому, что это в моде: "никто смеяться не будет!". К тому же и думать много не надо для этого теперь. В 60-х и 70-х годах быть умеренным либералом стало так же легко и выгодно, как было выгодно и легко быть строжайшим охранителем в 30-х и 40-х годах.
В то время, чтобы быть либералом, действительно нужно было мыслить (правильно или нет - другой вопрос), ибо среда не благоприятствовала либерализму. Тогда либерализм не был дешевым фрондерством, тогда либерализм был чувством личным и живым; он был тогда великодушием, во многих случаях - отвагой. Теперь же либералами у нас (по выражению Щедрина) заборы подпирают... Так их много и так мало нужно ума, познаний, таланта, энергии, чтобы стать в наше время либералом!
(процитировано частично)
От редакции: Угадайте, кем и в каком году это было сказано?
Константин Леонтьев, 1880 год.
Времена идут.
Либералы не меняются