Джон Керри и правозащитники

Государственный секретарь Соединённых Штатов Джон Керри встретился с представителями российских правозащитных организаций, которые рассказали ему о ситуации с некоммерческими организациями в России. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая также принимала участие в беседе с американским политиком, заявила журналистам, что правозащитники подробно рассказали Джону Керри о участившихся в последнее время прокуроских проверках НКО.

"Мы говорили о НКО, об их преследовании. Он впечатлён нашим рассказом. По поводу финансирования НКО мы не говорили", - отметила Алексеева.

От редакции: Наглость, как всем известно, - это второе счастье. Кто не рискует, тот не пьет шампанское и не ведет красивую, полную опасностей и приключений, жизнь российского правозащитника. Последнее время нас активно убеждали, что в российских некоммерческих организациях работают самые настоящие патриоты России. Никаких работодателей у них нет, деньги падают буквально с неба, видимо, добрые ангелы посылают из альтруистических побуждений. Чем, как говорят, Бог пошлет. За первые четыре месяца этого года он послал миллиард, как мы слышали. А то, что посылает в долларах или в евро, а не в юанях, так это символизирует то, что солнце встает с запада. Там живут светлые и щедрые люди. А на востоке - исключительно прижимистые.

Хотя европейский и американский налогоплательщик давно кряхтят от многочисленных финансовых кризисов, хотя бизнесу там не очень сладко, но сам погибай, а правозащитного товарища из России выручай. Американский патриот ведь должен помогать русскому патриоту. Особенно, если это одно и то же лицо, вроде Людмилы Алексеевой.

Ерничать можно сколько угодно, но существует ведь серьезная политика. Существует общественное мнение. И с точки зрения рационального человека есть шаги в публичном пространстве, которые лучше не делать, потому что они тебе объективно вредят. Конфликт между прокуратурой и рядом НКО достиг острой фазы. Руководители НКО никак не хотят соглашаться со статусом иностранного агента. При этом они широко аппелируют к обществу, заявляя, что политической деятельности не ведут, никаким иностранным структурам не подотчетны. В этот момент кажется абсурдным проводить встречу с высокопоставленным чиновником американской администрации, чтобы опять публично нажаловаться ему на действия российского руководства. Согласитесь, шаг самоубийственный именно с точки зрения репутации в глазах общества. Одним махом он перечеркивает все то, о чем говорилось со страниц газет и с телеэкранов. Вот же прямое подтверждение позиции российских законодателей и российской же прокуратуры.

Ведь жалобы поступили не в международные правозащитные организации, ни в структуры ООН, ни в Европейский суд по правам человека. А прямо одному из руководителей иностранной державы, с которой у нашей страны в последнее время сохраняются довольно напряженные отношения. Это в мире все патриоты так поступают? Решают внутренние проблемы с помощью внешних сил?

Позиция, конечно, интересная. Вряд ли можно считать уважаемых правозащитников людьми недалекими. Следовательно, встреча с руководителем американского Госдепа была важнее, чем все общественное мнение внутри своей собственной страны. Надо отметить, что это давняя традиция. Все упирается в символы. Люди и события, которых наши правозащитники делают символами своего сопротивления, с точки зрения формирования общественного мнения подходят мало. Мы понимаем, что наша судебная система весьма далека от совершенства. Мы понимаем, что многие наши законы черезмерно суровы. Мы знаем, что в наших тюрьмах содержатся не только виновные. А условия содержания иногда невыносимы и приводят к различным трагическим последствиям. Но еще ни разу символом бесправия не становился обычный человек. И ни разу на знамя правозащитного движения не был поднят рядовой гражданин, случайно угодивший под колеса правоохранительной машины. Олигархи и близкие олигархам люди, сами правозащитники, борцы против режима - складывается впечатление, что только этих людей наши НКО и защищают. То есть, тех, у кого есть деньги, самих себя, и тех, на кого выделяют деньги зарубежные спонсоры. Правозащита ли это вообще? Или коммерческие услуги по юридическому пиар-сопровождению соответствующих персон?

В этот раз глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева специально подчеркнула, что на встрече с Джоном Керри правозащитники не обсуждали ни закон Магнитского, ни «болотное дело». Речь ограничилась исключительно проблемами самих НКО. Это был довольно щекотливый момент. Все мы понимаем, что ни в одной стране власть не является монолитной и однородной даже во внешнеполитических вопросах. Администрация Барака Обамы предпочитает поддерживать с Россией достаточно теплые отношения, на обострения идет неохотно. Это отвечает и российским интересам. При этом в США есть много политиков, которые желали бы явного возобновления холодной войны. Это связано со многими вещами, включая и финансирование военно-промышленного комплекса, и обязательств перед третьими сторонами, и многих других факторов. Наши якобы «независимые» правозащитники открыто играют на стороне американских «ястребов». Им можно сказать большое спасибо за неоценимый вклад в разлад российско-американских отношений последнего времени. Что может быть лучше для дела мира и правозащиты, когда обостряются отношения между двумя ядерными державами?

Джон Керри прибыл в Москву с конкретной миссией. И больше всего его интересовал сирийский вопрос, позиция России в котором необыкновенно важна для интересов США. И гость предпочел бы никак не раздражать своих хозяев на этот раз. Но не может. Потому что наши правозащитники поставили американского президента в довольно сложное положение. И господину Керри надо было продемонстрировать, что линия Белого Дома по-прежнему непреклонна и бескомпромиссна, когда дело касается демократии и прав человека. Отсюда и такие странные заявления. Господин Керри, мол, своих гостей выслушал, посочувствовал, но толком ничего не сказал. Отсюда и противоречия в заявлениях разных правозащитников. Потому что по словам заместителя главы московского бюро международной правозащитной организации Human Rights Watch Татьяны Локшиной, в ходе встречи с Керри «болотное дело» и «закон Магнитского» были упомянуты.

Как видим, идут игры. Это игры именно политические, касающиеся весьма серьезных вещей. Заявлять после этого, что правозащитные некоммерческие организации никак не вмешиваются в политику, абсурдно. Но, конечно, такие заявления будут продолжаться. Руководитель правозащитной центра «Мемориал» Александр Черкасов сказал даже, что сам закон об НКО-инстранных агентах - антиправовой. И даже не применение этого закона, а само его принятие нарушает Конституцию России, ее международные обязательства. Знаменательно, что это было сказано перед встречей с Джоном Керри. То есть, представителем страны, чей закон FARA и лег в основу российского аналога. Опять видим: что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Быками правозащитники считают своих соотечественников, а к Юпитеру регулярно бегают жаловаться, что доить быков трудно и молока они не дают.

Вряд ли настолько конструктивная позиция принесет руководителям НКО удачу. Посмотрим. Ведь второго счастья у них в избытке. 


Автор
Володин Олег