Все стороны конфликта в декабре 2011 года оказались захвачены врасплох, масштабных протестов не ждали ни власть, ни политические и гражданские активисты. Долгосрочного плана действий у протестующих не было, стратегического планирования не существовало - об этом в интервью социологам «Левада-центра» говорили многие ключевые лица протеста. Тем более такой план не мог появиться в суматохе закрутившихся событий.
С самого начала среди оппозиционных лидеров доминировала эмоциональная установка на максимальное обострение конфликта с властью, притом что никаких ресурсов для того, чтобы принудить власть пойти на уступки или же хоть как-то сдержать ее (закономерный) репрессивный ответ, у общества не было.
Тем не менее за прошлый год оппозиционеры отработали схемы сбора средств, вовлечения в работу большого числа волонтеров, разнообразные формы коллективного действия. Социологические исследования также зафиксировали тот факт, что вокруг решения четко определенной задачи, будь то организация наблюдения за выборами или защита городской среды, готовы работать вместе даже люди с разными идеологическими установками. Сложившийся оргкомитет и действовавшая рядом с ним «Мастерская протеста» вроде бы объединили для подготовки митингов основные московские общественные и политические инициативы (как это было в Батон-Руж). Однако это преимущество, как кажется, было утеряно после выборов в Координационный совет оппозиции, которые оставили за бортом многих активных, но не слишком медийных персонажей. Это в итоге усугубило раскол в движении.
Подходит лиКС оппозиции? Вряд ли. В нем нет ничего, что бы объединяло его членов (даже в оценках режима они расходятся): ни общепризнанного лидера, ни единого понимания смысла существования организации. Оно и не появится внутри Совета, так как в нем просто нет механизмов целеполагания и исполнения принятых решений. Какие бы новейшие технологические новинки, от социальных сетей до систем голосования в интернете, ни применялись сторонниками оппозиции, при отсутствии общего понимания ситуации, долгосрочного планирования и эффективно действующей организации любые, даже самые хорошие начинания будут заканчиваться бесславно.
(процитировано частично)
От редакции: В 2012 году выборы КСО и его первые заседания были, по меньшей мере, одним из трех главных событий года - после беспорядков на Болотной площади и суда над Pussy Riot. Сейчас до очередных выборов в КСО осталось два-три месяца, однако о планах "продолжить" ни слуху, ни духу, одни хлопания дверями и рассуждения "почему КСО не удалось". А ведь как убеждали российское общество, что координационный совет "ни разу не Комитет-2008, Национальная ассамблея и иже сними, почившие в бозе"...