Что же все-таки решил ЕСПЧ?

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не нашел в первом деле ЮКОСа политических мотивов. Такой вывод содержится в решении суда по жалобе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на решение Мещанского суда Москвы, который в 2005 г. признал бизнесменов виновными в уклонении от уплаты налогов. ЕСПЧ отметил, что, возможно, «некоторые должностные лица имели свои собственные причины для того, чтобы способствовать уголовному преследованию заявителей». Но «этого недостаточно, чтобы заключить, что без этого заявители не были бы осуждены».
ЕСПЧ также пришел к выводу, что для привлечения заявителей к уголовной ответственности были все основания. Действительно, до этого дела российская практика не знала приговоров за использование подобных схем минимизации налогов, отмечает ЕСПЧ. Но вывод национальных судов о притворном характере операций, которые проводили торговые компании, был разумным. Созданная заявителями схема отличается от законных методов минимизации налогов. Хотя часть ее была известна властям, заявители исказили или скрыли некоторые важные аспекты - например, не объявляли налоговым органам о том, что торговые компании, функционирующие в особых экономических зонах, были их аффилированными лицами.
Суд решил, что право заявителей на справедливое судебное разбирательство было нарушено, поскольку власти не уважали конфиденциальность контактов между заявителями и их адвокатами (судья настаивала на обязательном просмотре материалов, которыми они обменивались), а получение и изучение доказательств в суде было несправедливым (суд отказался заслушать двух экспертов и приобщить к делу аудиторские заключения). Был квалифицирован как нарушение и перевод Ходорковского и Лебедева в отдаленные колонии.

(процитировано частично)

От редакции: Мы, безусловно, далеки от поддержки конспирологических версий, что спешная замена пресс-релиза и отзыв ранее разосланной ЕСПЧ информации о неполитическом характере "дела ЮКОС" стала следствием давление каких-либо западных держав. Однако появление официального заявления, его отзыв и срочные разъяснения "мы не говорили, что дело - неполитическое, мы сказали, что нет доказательств политической мотивации дела ЮКОС" выглядят, по меньшей мере странно, если не сказать смешно. Или ЕСПЧ вначале опубликовало документ, а потом попытался смягчить неудобную для российской оппозиции трактовку, панически меняя заголовки и разъяснения? Но тогда, извините, о каком международном праве идет речь, если решение евросуда настолько легко поддаются давлению либеральных российских и ряда западных медиа?
Да и потом - перечитайте пресс-релиз ЕСПЧ, где написано "для уголовного преследования были все основания", намеки на интерес чиновников и констатация "отсутствия доказательств политического характера". Интересно, как после этого некоторые СМИ делали выводы, что "ЕСПЧ все-таки признал дело политическим"?


Автор
Володин Олег