США не пускает инспекции в Гуантанамо

Как стало известно "Ъ", переговоры между РФ и США о посещении российской делегацией американской тюрьмы в Гуантанамо зашли в тупик. Москва настаивает на встрече с последним содержащимся там российским узником - Равилем Мингазовым. В Вашингтоне заверяют, что с российской инспекцией заключенный видеться не хочет, однако адвокат господина Мингазова пояснил "Ъ", что его подзащитный не возражает против встречи с чиновниками из РФ.
О желании российских должностных лиц посетить американскую спецтюрьму в Гуантанамо (Куба) глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил в апреле по итогам переговоров с госсекретарем США Джоном Керри. Он подчеркнул: Москва, прежде всего, хотела бы убедиться в том, что последний российский узник этой тюрьмы Равиль Мингазов "ощущает себя в порядке". Господин Лавров посетовал, что власти РФ уже десять лет не могут получить к нему доступ.

(процитировано частично)

От редакции: А теперь вспомним, какую волну негодования подняли мировые СМИ, когда европейским правозащитникам долго не давали возможность проинспектировать Ходорковского. Совершенно верно - все аргументы российской стороны о необходимости соблюдать закон и ряд бюрократических процедур вызывали гневные отповеди "они специально не пускают!".
Politonline.ru обратился к экспертам с просьбой прокомментировать - как они оценивают подобные действия США.

"Учитывая, что за все время существования базы Гуантанамо в качестве тюрьмы для террористов или обвиняемых в терроризме лиц, правительство США не допускало представителей авторитетных международных инспектирующих структур на данный объект, а объем видеоматериала с освещением реальной ситуации в тюрьме крайне мал и несистематизирован, политика Вашингтона и его желание максимально ограничить доступ независимых наблюдателей становятся легко доказуемыми",- считает доцент кафедры политической теории МГИМО Ян Ваславский. "Разумеется, отказать российской делегации в доступе в Гуантанамо с формальной точки зрения - право Госдепа",- делится он",- "Вместе с тем, внешнему миру положение дел в тюрьме и обращение с заключенными неясны, и это усугубляется наличием в Интернете обильного материала о якобы имеющих место пытках и прочих противоправных действиях в отношении лиц, задержанных по обвинению в террористической деятельности и содержащихся там без четких сроков и процессуальных правил". "Желание российских властей встретиться и побеседовать с Мингазовым вполне объяснимо, и обычно подобные запросы консульских служб в отношении задержанных граждан удовлетворяются властями страны, где содержится заключенный",- поясняет эксперт,- "Однако, в случае с Гуантанамо, даже с учетом благородного стремления Вашингтона внести максимальный вклад в борьбу с терроризмом, подобное поведение представляется плохо объяснимым с позиций международного права". Политолог также отметил, что считает позицию Москвы "более конструктивной" и добавил, что односторонние действия США в данном случае вполне можно сопоставить с упрямыми запросами в адрес России выдать Эдварда Сноудена на родину без приведения какой-либо правовой базы. "Согласно принципу дипломатической взаимности, российским властям в данной ситуации следует принять такую политику во внимание и учитывать при дальнейшем взаимодействии с США",- констатировал Ваславский.

"Необходимость системных инспекций диктуется многочисленными фактами применения пыток в отношении заключенных, которых США содержат там без суда и следствия на протяжении более десяти лет",- соглашается генеральный директор института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова. По ее мнению, Гуантанамо стало "символом невыполненных обещаний" президента Обамы. "Во время предвыборной гонки 2008 года, закрытие тюрьмы символизировало конец силового беспредела эпохи Дж.Буша. Но закрытие не случилось",-напоминает она, - "Вместо этого, в марте 2011 года президент Обама подписал приказ о неограниченном по времени содержании в Гуантанамо. А в январе этого года Обама подписал закон, налагающий ограничения на перевод заключенных Гуантанамо в другие тюрьмы.


Автор
Володин Олег