Евгений Аронов пишет на радио "Свобода":
Политический эксперт Фритц Эрмарт был долгие годы кадровым аналитиком ЦРУ, в период с 1988 по конец весны 1993 года он возглавлял Национальный совет разведки, самое элитное исследовательское подразделение Центрального разведывательного управления, имеющее непосредственный выход на Белый дом. Я попросил Эрмарта прокомментировать весьма распространенное в России мнение о том, что администрация Клинтона подталкивала Ельцина на расправу с парламентской оппозицией.
- Я хочу четко разграничить два момента. В бытность свою в ЦРУ я ничего об этом не слышал. Ни когда возглавлял Национальный совет разведки, ни после этого, когда уже не был вхож в коридоры высшей власти в Вашингтоне. О том, что такие попытки имели место, я узнал позже, когда уволился с государственной службы, причем из источников самых что ни на есть авторитетных - самого Бориса Ельцина и бывшего президента США Ричарда Никсона. Весной 1993 года Никсон поехал в Россию, где встречался и с Русланом Хасбулатовым, и с Александром Руцким, и с Ельциным. На встрече с Ельциным советовал ему употребить весь свой недюжинный талант политика и свой авторитет, чтобы изыскать компромисс с Верховным Советом. На что Ельцин ответил, что не намерен дискутировать с этими "политическими пигмеями" и что Вашингтон вообще подбивает его на то, чтобы дать им решительный бой и смести со сцены. То, что администрация Клинтона сделала ставку на Ельцина, я видел собственными глазами. Равно как и то, что Руцкой и Хасбулатов были для клинтоновской команды выразителями идеи коммунистического реванша, с которыми ни за что не удастся договориться по важнейшим стратегическим вопросам, стоявшим в повестке американо-российских отношений. И которые точно не будут продолжать либеральные реформы в России.
Допустим, администрация хотела, чтобы Ельцин разобрался с непримиримой оппозицией, но это не значит, что ее очень тревожило, какими средствами это будет достигнуто. Была ли у помощников
Как писал впоследствии Строб Талбот, Клинтон любил повторять: "Даже пьяный Ельцин лучше огромного большинства трезвых альтернатив" или "У меня есть трудности, кто спорит, но что они в сравнении с его проблемами?".
Мы в ЦРУ не ошиблись в оценке нравственных качеств людей, которые были так или иначе вовлечены в строительство новой жизни в России. Мы их достаточно хорошо изучили еще тогда, когда занимались в Лэнгли судьбой так называемого золота КПСС. Тайный вывод капиталов за границу, личное и клановое незаконное обогащение - эти схемы нам были досконально знакомы задолго до зарождения эпохи олигархов. Что касается догадок относительно демократических регалий ельцинской команды, то их спустя много лет подтвердил мне лично Анатолий Чубайс. Я ему сказал: "Вас обвиняют в большевистских методах приватизации. Признаете ли вы себя виновным?". "Признаю", - ответил он. "Так почему же вы это делали?" - "У нас было слишком много врагов", - сказал Чубайс.
(процитировано частично)
От редакции: Нужно ли что-то добавлять к написанному? Нет. Достаточно просто не забывать об этом факте. Равно как и о том, что после подписания беловежских соглашений Ельцин, как известно, тут же позвонил президенту США и отчитался о кончине СССР. После чего, как известно, даже телеведущие тогда еще советского телевидения в прямом эфире рассказали срывающимися голосами, что страны больше не существует...