Есть принципиальная разница между обществами, условно, чехов и россиян - нам от окружающих больше надо. Дело в том, что мы живём не "просто так", у нас есть путь, миссия. Мы одна из цивилизаций, их на Земле немного, штук пять. А у условных чехов пути нет - все остатки миссии они делегировали выше, в условный Брюссель.
Чехи сознательно выбрали отказ от собственной миссии - с бархатным отделением Словакии это стало очевидно даже радикалам. Вызволяли-вызволяли братских словаков из-под мадьяризации - и бросили. Теперь прикидывают, а не отпочковать ли ещё и Моравию постепенно. Дело, конечно, не в территориях как таковых, а в том, что любая миссия - даже если это просто сохранение единства - требует энергии. А энергии уже нет.
Гораздо рациональнее кажется оставить думающих иначе сам-на-сам. Внешних угроз не предвидится, мобилизовывать никого никуда не нужно. Чтобы жить так, как хочется, больше не нужно аккумулировать вокруг "большие батальоны" с целью доказывать своё право на это. Если кто-то считает, что надо жить чуть иначе - да нет проблем, вот тебе твои 28 хуторов, живи.
В России же ситуация обратна. У нас есть не просто национальная, а цивилизационная идея - организовать правильную, справедливую жизнь. Чтобы, условно, Рязанская, Смоленская или Белгородская область могли жить правильно, вокруг них жизнь тоже должна быть правильна - и не только непосредственно вокруг, но и дальше, так, чтобы до ближайшей границы нужно было скакать сутки-двое. Это требует от всех жителей энергии на постоянную сверку часов и приведение своей жизни (и жизни окружающих) к постоянно меняющемуся канону правильной жизни.
С точки зрения условного чеха и, особенно, нашего эмигранта в Чехии это, да, может выглядеть как "взаимная злость и агрессия" - он не понимает, зачем так напрягаться и напрягать. Он не понимает, что у нас нет внешнего гаранта. Вернее, так: желающих записаться в такие гаранты куча, но ни один из них не в состоянии гарантировать нам искомое. Только мы сами. И мы это знаем, и сами кандидаты в гаранты это знают.
Да, мы склонны относиться к эмигрантам как к предателям. Дело не в том, что они кушают печеньки госдепа, а в том, что они самим фактом своего наличия уменьшают нашу общую безопасность, подвергают сомнению наше право жить так, как мы хотим. Это не означает, что мы их опасаемся. Но это означает, что мы должны от них жёстко дистанцироваться: будучи по-прежнему "нашими людьми", они сбивают нам сигнал - для нас же самих. А идущий от общества сигнал должен быть чист и однозначен, он должен считываться каждым россиянином и всеми окружающими.
По той же причине мы неприязненно относимся и к любителям "выписываться из русских" не индивидуально, а коллективно - в частности, к майданутым украинцам. Это досада. Но не в том смысле, что "ах, вы нас отвергли", а в том, что "будучи по-прежнему нашими людьми, вы сбиваете нам прицел, дезориентируете нас".