Россия и Китай практически достигли согласия по цене на газ. Естественно, речь идет о контракте "Газпрома" и CNPC, но все прекрасно понимают, что значение этого контракта выходит за рамки обычного коммерческого.
Кстати говоря, именно поэтому цена контракта тоже не может считаться чисто коммерческой величиной - помимо очевидных расходов и затрат, в нее закладываются и политические риски (и приобретения), контракты таких масштабов создают разного рода мультипликативные эффекты по многим отраслям экономики, запускают кооперативные отношения и связи. Считать цену, как в магазине, в такой ситуации совершенно не корректно.
Заявленная цена в 350-380 долларов за тысячу кубометров, безусловно, важна сама по себе. Однако еще более важным выглядит другое - Россия и Китай уже имеют товарооборот в 90 млрд долларов, в 15 году намерены довести его до 100, к 20 году - до 200 млрд. Такие объемы позволяют вплотную подойти к решению проблемы перевода взимных расчетов на национальные валюты. Это, кстати, говоря, совсем не просто. Есть совершенно объективные трудности - скажем, в России нет ограничений на операции с капиталом и по текущему счету, а в Китае есть. Есть и несколько обменных курсов юаня. То есть, механический перевод расчетов невозможен. Но если ситуация потребует - почему бы и нет.
При этом ситуация требует. Буквально вчера бывший посол Китая в Москве Лю Гучан сказал, что действия Запада неизбежно толкают Москву и Пекин к союзу. Закрывая Россию с запада и "поджимая" Китай с востока, США создают объективные условия для такого союза, причем "союза против" - где противником становятся именно Соединенные Штаты.
Сообщается о том, что на встрече Путина с Си Цзиньпинем тема Украины затрагиваться не будет. Это и понятно - Китай мало чем может сейчас помочь, даже если бы и хотел - у него намечается своя маленькая Украина - конфликт с Вьетнамом, продолжающийся конфликт с Японией, активизация США и объявленная Обамой в ходе недавней поездки по странам Тихого океана "ребалансировка АТР" заставляют концентрироваться на своих проблемах. Что такое "ребалансировка" с точки зрения Обамы, стало ясно, когда он заявил в о принадлежности островов Сенкаку Японии и то, что ситуация вокруг них подпадает под 5 статью договора о безопасности между Японией и США, по которому Штаты гарантируют ей защиту. Новые термины, возникшие в ходе этой поездки - типа "активного пацифизма" - никак не добавляют Китаю уверенности. Пацифизм Америки всегда оборачивается чем-то крайне неприятным.
В этой ситуации и для Китая, и для России крайне важно, чтобы визит Путина прошел без сучка и задоринки. Все контракты и все документы должны быть согласованы, и их подписанию ничего не должно помешать. В общем-то, Газпрому осталось согласовать, как было сказано, "лишь одну цифру", чем сегодня и займется лично Миллер. "Только одна цифра" тем не менее выглядит очень важной, раз ею занимаются первые лица компаний - но это же свидетельствует о том, что переговоры действительно близки к завершению.
Эль Мюрид