Митингуй, но без переворотов

Сегодня Госдума примает во втором чтении законопроект, ограничивающий нарушителей правил проведения митингов и прочих массовых уличных акций. В частности, по аналогии с международным правоприменением, за серьезные и постоянные нарушения в ходе несанкционированных акций, нарушителям вменяется уголовная ответственность.

Следует отметить, что единственным «адресатом» законопроекта являются те, кто целенаправленно стремится превратить мирные законные протесты в столкновения с силами правопорядка. Примеры тому можно увидеть на Майдане или на Болотной площади 6 мая 2012 года. В тоже время, конструктивной политической оппозиции после введения этого закона ничего не угрожает. Как показал пример Украины, иностранные агенты влияния и экстремисты могут оказать серьезное деструктивное влияние на общество, если их деятельность оставить без внимания.

Несмотря на то, что оппозиционная пропаганда уверяет общественность в том, что законопроект ужесточает условия для проведения массовых политических акций как таковых, ничего подобного нет. Поправки в ФЗ «О митингах» всего лишь запрещают пронос на мероприятия оружия, взрывчатых и огнеопасных веществ, затрудняют действия провокаторов и экстремистов, а также усиливают ответственность за подобные поступки, предотвращают попытки проведения несанкционированных акций (в том числе за счет расширения полномочий полиции). Следует подчеркнуть, что законопроект никак не затрагивают права и свободы недовольных граждан, которые хотят выражать свою позицию путем участия в согласованных акциях. Если оппозиционная акция проходит в рамках действующего законодательства, то ее участникам нечего обяться.

Вполне возможно, что против этого закона сознательно выступают лишь те, кто желает повторении в России кровавых украинских событий. В тоже время оппозиционерам, ведущим борьбу за власть в рамках закона, и гражданам, выражающим свои претензии к власти в законной форме, нечего опасаться. Пресечение противозаконных и провокационных действий радикалов выгодно не только власти, но и подавляющему большинству сторонников оппозиции. Пока такого закона в России нет, остается опасность повторении событий 6 мая, когда оплаченные провокаторами из «Левого фронта» в интересах недружественного России государства организовали столкновения с полицией.

Помимо этого, вводимые новшества в ФЗ «О митингах» пресекают существующие злоупотребления законодательством со стороны части активистов несистемной оппозиции. Известно, что ряд представителей «белоленточного» протеста систематически, из раза в раз, нарушают законодательство, регулирующее массовые акции, а также злоупотребляют имеющимися в нем «лазейками». Что интересно, большинство этих «оппозиционеров» хорошо известны всем полицейским в лицо, так как их относительно немного, и они являются завсегдатаями подобных акций.

Так, среди представителей «белоленточной» оппозиции есть группа лидеров и рядовых активистов, которые неоднократно привлекались за нарушение порядка организации и проведения мероприятий. Понятно, что они действуют осознанно, ни во что не ставят российские законы и не боятся ответственности, считая ее незначительной. В этом случае только его ужесточение может быть для них достаточно сильным стимулом, чтобы прекратить свое противоправное поведение.

Кроме того, во время несанкционированных акций, участники митингов часто перекрывают дороги, блокируют доступы в те или иные общественно значимые здания и так далее.   Также закон воспрещает организацию массового одновременного пребывания или перемещения граждан, влекущих за собой нарушения общественного порядка.

В дополнению к этому полиции разрешили предотвращать митинги и шествия, несущие опасность для общества, а не реагировать только в отношении уже начавшихся столкновений. Аналогичные права, кстати, имеет (и пользуется ими) полиция США и стран ЕС.

Разумеется, законопроект предусматривает борьбу с появлением на акциях оппозиции оружия, взрывчатых и огнеопасных веществ, используемых в ходе массовых беспорядков. Или кто-то против того, чтобы на митинги с участием мирных граждан было запрещено приносить (и использовать!) оружие?

Подчеркнем также и то, что вопреки заявлениям «несогласных», большинство россиян доверяет своему правительству, и не хочет принимать участие в протестных действиях. Почему? Эксперты считают, что по мере развития политического кризиса на Украине, все больше россиян начинает глубже осознавать неприемлемость государственного переворота. Государственный переворот в соседней стране, который уже перерос в гражданскую войну, побуждает российской общество выше оценивать такое благо, как политическая стабильность. Соответственно, резко увеличивается запрос россиян к власти на обеспечение стабильности. Общество ждет от власти решительной профилактики и подавления действий различных экстремистов и радикалов, направленных на подрыв стабильности. В связи с этим, можно констатировать, что поправки в ФЗ «О митингах» в значительной степени оправдали их ожидания.

Помимо этого, по прошествии двух лет с момента «болотных протестов» в российском обществе нарастает неприятие несанкционированных и радикальных способов политической борьбы. Институт социологии РАН пришел к выводу, что с 2012 года существенно выросла степень неприятия всех форм радикального активизма - несанкционированных акций перекрытия дорог, захвата административных зданий, распространения экстремистских призывов в Интернете. Между тем, снижению протестных настроений также способствовали и сами лидеры протеста.

Но вместо того, чтобы восстанавливать свой авторитет, эти политики на протяжении двух с половиной лет продолжали подрывать доверие к себе даже среди остальной части оппозиции. Уличные протестные акции, которые на пике в декабре 2011 года собирали до 100 тыс. участников, теперь привлекают не больше нескольких сотен человек. По оценкам Института социологии РАН, к настоящему времени база потенциальной поддержки протестного движения сократилась примерно до 10 процентов опрошенных - фактически, это всего лишь ядро либеральной оппозиции, от которого отшатнулись более широкие массы «недовольных горожан».

Возвращаясь к ужесточению закона о митингах, следует также подчеркнуть, что тем самым государство создает условия, в которых объективно существующий запрос граждан на активное и продуктивное участие в решении проблем общества будет выражаться в цивилизованных формах.

Власти как бы отделяют мух от котлет, где мухами, конечно, являются всякого рода провокаторы. За последнее время власть провела широкомасштабную реформу институтов общественного контроля и участия, в результате которой активные граждане получили новые существенные возможности для законной и продуктивной деятельности. Достаточно будет вспомнить хотя бы о реформировании порядка формирования Общественной палаты России, избирательном законодательстве, работе Народного фронта и так далее.

Помимо этого, если обратиться к зарубежному опыту, то мы придем к выводу, что в странах Запада действуют куда более жесткие законы о митингах, чем в России. Достаточно указать на опыт последних нескольких лет, например, на разгон массовых акций протеста в Мадриде, Риме, в Париже (против однополых браков), немецком Штутгарте, хотя они изначально носили мирный характер. Следует вспомнить, что полиция во Франции и в Англии решительно подавляла массовые беспорядки в Париже и Лондоне. В современной Испании полиция в принудительном порядке проверяет документы у всех участников массовой протестной акции, но в России такую ситуацию представить просто невозможно.

Особого внимания заслуживает опыт США, которые прославились на весь мир своей защитой прав и свобод человечества. В 2011 году в Нью-Йорке силы полиции разогнали протестный лагерь «Оккупай Уолл Стрит» в парке Зукотти, хотя данная акция носила мирный и ненасильственный характер, в отличие от Майдана или столкновений на Болотной площади. Массовые беспорядки в Лос-Анджелесе в 1992 году, которые сопоставимы с февральскими столкновениями в Киеве, были жесточайшим образом подавлены с применением оружия Национальной гвардией - составляющей Вооруженных сил США.

Так в большинстве штатов США все формы гражданского активизма приравниваются к лоббистской деятельности и это влечет за собой множество законодательных ограничений, крайне затрудняющих выражение мнения недовольных граждан. Во Франции, став рядовым участником несанкционированной акции, можно получить до 1 года тюрьмы и до 3 лет - в случае, если человек скрывает свое лицо. В Германии же наказывают даже за намерение провести несанкционированную акцию. Итальянские организаторы несанкционированного мероприятия могут быть арестованы на срок до 1 года, а в Испании недавно предложили повысить лимит штрафов за организацию и участие в несанкционированных массовых акциях до 600 тыс. евро. Да и в Великобритании за то же самое можно получить до 3 месяцев ареста. 

У нас же даже после принятия поправок организаторы и участники несогласованных акций получают и получат лишь 30 суток ареста на первый раз (если акция повела за собой нарушения общественного порядка). И если учесть, что в Европе всяческие лидеры несогласных могли бы легко "сесть" за свои постоянные акции лет эдак на 7, то всевозможные обожатели Британии-Франции строчили бы свою публицистику о коварном режиме не из ЕС или квартир, а из мест более изолированных.


Автор
Володин Олег