Венецианская комиссия Совета Европы в начале июня высказала свои претензии относительно законов РФ об НКО и государственной измене. Термин «иностранные агенты», нормы УК комиссия считает необходимым переформулировать, а Минюст - лишить права включать НКО в реестр иностранных агентов по собственной инициативе.
Кроме того, эксперты Венецианской комиссии проанализировали новые положения о государственной измене. И пришли к выводу, что «соответствующие положения уголовного законодательства» должны быть «сформулированы как можно точнее», передает газета «Известия».
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас рассказал, что такие изменения в законодательные акты вноситься не будут, поскольку больше похожи на «конъюнктурное политизирование», чем на правовое юридическое заключение. При этом, по его словам,
Венецианская комиссия проявляет нежелание погрузиться в правовую ситуацию на Украине, Значит, ее цель - не совершенствование правовых институтов, а именно попытки политизировать ситуацию «в угоду ряду западноевропейских государств».
По словам Клишаса, термин «агент» в законодательстве РФ обозначает, прежде всего, лицо, действующее по поручению или полномочию кого-либо.
Не указывает на исходящую от него угрозу. Поэтому любые попытки обнаружить в словосочетании «иностранный агент» отрицательные контексты лишены каких-либо конституционно-правовых оснований.
Комментируя предложение комиссии пересмотреть создание спецрежима регистрации для НКО, Клишас напомнил, что свобода деятельности общественных объединений может быть ограничена федеральным законом «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
И дополнительные правовые обязательства в отношении НКО, выполняющих функции иностранного агента, были введены в связи с необходимостью обеспечения прозрачности финансовой составляющей деятельности некоммерческих организаций. При этом понятие «политическая деятельность» является довольно широким и расплывчатым, является неверным». То есть НКО признаются иностранными агентами «в случае участия в политических акциях в целях воздействия на принятие государственными органами решений».
По закону о государственной измене Клишас заметил, что признаки преступлений по статьям «Шпионаж» и «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» являются «четко определенными и конкретными и никаким образом не ограничивают свободу распространения информации, полученной законным путем».
О понятии «иностранный агент» высказались и другие эксперты.
По мнению Султана Хамзаев, руководитель некоммерческого проекта «Трезвая Россия», эта формулировка должна остаться неизменной, поскольку словосочетание как нельзя лучше поясняет суть структуры. И потому понятие вполне жизнеспособно. Да и сами граждане должны знать, что делает та или иная НКО. Поэтому организация должна носить определенный статус. И если нечего скрывать, все действия - в рамках закона, терминология не столь важна.
Председатель Межрегионального союза аудиторов и бухгалтеров Леонид Блинков считает, что за время существования новой нормы термин «иностранный агент» никак не ущемил права какой-либо организации. «Полностью согласен с мнением представителя Совета Федерации. Существующее понятие «иностранный агент» ни в коей мере не ущемляет прав и свобод некоммерческих организаций, а только поясняет то, что финансируются они из-за рубежа. А это уже та информация, скрывать которую организации честной и открытой не придет в голову», - подчеркнул он.
В реестре Министерства юстиции РФ на сегодня записи об 11 НКО, которые признаны иностранными агентами. В том числе, ассоциация «Голос», ассоциация правозащитных организаций «Агора», правозащитный центр «Мемориал» и другие.