У России три союзника - армия, флот и генерал Мороз

Мне кажется, Запад просто подсознательно заскучал по «Остблоку». По Стене. По страшному «лагерю социализма», которым можно было бы пугать детей и обывателей. За людей в котором можно было бы переживать. Правителей которого можно было бы бояться, роя подземные бункеры.

Потому что в этом диалектическом противостоянии была своя логика прогресса. Не только мы пылали этим «догнать и перегнать». Им хотелось ослепить, подавить запахами, картинками, витринами. Показать свой успех, свою историческую и моральную правоту, как вторично вышедшей замуж - своему бывшему.

И в этом был свой драйв. Без которого начинается опасное самокопание, разброд и шатание. Политики резко мельчают - отточенных в противостоянии никсонов, аденауэров, тэтчеров и миттеранов сменили какие-то карикатурные буши и эштоны, безликие олланды и ванромпеи. Вот вы сможете без гуглояндекса с ходу назвать фамилии премьеров Италии и Испании?

А ведь раньше каждый знал, кто такие Геншер, Киссинджер или Бжезинский, хотя они и премьерами-то не были. Не мудрено, что явление Путина на политгоризонте произвело шторм в западном болоте. Которое стало подзагнивать не в соревновании с СССР, как нам обещали бойцы Суслова, а как раз из-за отсутствия соревнования. Шутка ли: лидер свободного мира, первый темнокожий президент и нобелевский лауреат вчистую проигрывал руководителю «региональной державы» в собственных же западных рейтингах. Это не просто скандал, это системотрясение.

Не будучи способными набить выскочке харизму, они просто решили поменять ей знак - с плюса на минус. Чтобы завидующим гражданам стало стыдно: «чему завидуете? Новому Гитлеру?». А разная политическая евросерость по очереди старалась поднять ножку на ненавистный портрет: «смотрите, как я могу!». Но, главное, появился Враг, большой и осязаемый.

Таким образом, Россия стала для Запада своего рода отдушиной. Такой вот страной «зато у вас геев линчуют». Ведь совсем недавно американцу и европейцу стало объективно не по себе, когда его припер кризис. Когда его работу стал дешевле и массовее делать китаец. Когда евробюрократия стала противнее мигрантов, а натужная толерантность к ним - противнее открытой вражды.

Срочно понадобился кто-то, «посягающий на ценности». Большой и далекий Китай на них, на самом деле, никак не посягает, а, наоборот, готов их изготавливать тиражом в сотни миллионов и лепить на них американские флаги: только закажите. Исламские бородачи тоже как будто из фильма «Чужой против Хищника», где все одинаково непонятны и страшны. Короче - вспомнили, что старый враг лучше новых двух. И стали усердно надувать пугало «страшной России».

Сработало - ожили старые мехи, наполнившись новым вином: «а геи? А дети? А правозащитники? А угнетенные соседние народы?». Расправились крылья, забили копыта, заскребли когти, обрели смысл жизни и труда акулы пера и гиены ротационных машин. Отвлекся от Брюсселя и мигрантов обыватель: «где-где? Как это - не любит свободу? Кто назвал демократию земляным червяком?!».

Ведь человеку свойственно сопереживать тем, кто попал в беду. И теперь он знает, что есть страшная Россия, в которой стонут однополые сироты, как и все люди с чистой совестью и набором общечеловеческих ценностей haute couture. Он гордится своим общественным строем: «Зато в области Голливуда мы впереди планеты всей!». Он верит, что РФ загнивает и идет к краху, как любое государство мордорного типа. Он показывает репортажи, как трудящиеся среднеклассники выходят на улицы с транспарантами солидарности с народами Украины и Запада. Он почувствовал, что у европейских - собственная гордость. Решения саммита НАТО - в жизнь! Дадим отпор российскому империализму!

Кстати, украинцы клюнули, в том числе, и на эту активность. На фоне все более ярких выступлений агитбригад СМИ на тему «Царство Свободы против Царства Тьмы!» скучное и сомнительное Соглашение об ассоциации с ЕС неизбежно превратилось в Символ, Знамя и Выбор (признаем: маркетинг гениальный, в иных условиях соглашение так легко впарить не удалось бы). «Голосуй сердцем за кружевные трусики, против колючей проволоки в Таежном союзе!». Украинцы, похоже, оказались даже большими раннесоветскими романтиками, чем мы - хотя, по идее, все мы вышли из корчагинской шинели. Но у нас вера в спасительный рынок и в немедленный приход еврозарплат вследствие слома памятников прошла довольно быстро. Выяснилось, что все достигается нудным трудом, причем в мирных, нереволюционных условиях.

Но наши соседи живут романтической мечтой о будущем, ради которого сегодня (и еще лет 10 - 20) можно пострадать и пожить в голоде и холоде. «Зато наши внуки будут жить при развитом капитализме!». Кстати, строго говоря, это не совсем либеральная штука. Потому как те как раз цепляют человека за насущное: один раз живем, ты достоин лучшего уже сейчас, дети и внуки пусть сами о себе думают и т.п.

Впрочем, похоже, Украинскую Мечту стали внедрять ускоренными методами Макара Нагульнова. Так, что, за неимением Сталина, фейсбук-лирик Аваков был вынужден писать статью «Головокружение от успехов». За что был с революционной прямотой обозван дебилом. Мне кажется, вождь, памятники которому крушат революционеры, сейчас, наверное, написал бы о происходящем фундаментальный труд «Хохлократия как высшая стадия охлократии». Впрочем, размах у него был пошире, и он, наверное, наваял бы нечто более глобальное про «Американизм и империо-кретинизм».

Нам же, простым смертным, остается лишь следить за происходящем в режиме реального времени, изумляясь зигзагам истории и человеческого сознания под воздействием сильных политических реагентов. И в очередной раз убеждаясь, что у России в мире по-прежнему только три союзника: армия, флот и Гидрометцентр.

Олег Одинцовский


Автор
Володин Олег