Роль некоммереских организаций как центров гражданской активности постепенно снижается, говорится в докладе Общественной палаты о состоянии гражданского общества. В настоящее врем гражданское общество формируется скорее отдельными личностями, нежели организациями, считают эксперты.
По данным ОП, 66% россиян не участвуют в работе НКО. Также, согласно другим опросам, 40% наших граждан считают, что работа НКО никак не влияет на жизнь большинства россиян, а 34% полагают, что НКО и вовсе не нужны, пишет издание Известия. В докладе отмечается, что "если брать отдельно политические некоммерческие организации, то доверие и интерес граждан к такого рода организациям также снижается".
Отметим, пик внимания к их деятельности пришелся на период массовых оппозиционных митингов в Москве в 2012 и 2013 годах. В текущем году он сменился стабильным вниманием к ним со стороны узких групп активистов и политиков. Институт социологии РАН при содействии фонда ИСЭПИ недавно провел опрос по каждому из направлений деятельности НКО. Гражданам спрашивали, поддержат или нет они то или иное НКО.
Как показал опрос, организации социальной направленности получают большее одобрение среди населения, нежели политические: 47% россиян относятся с симпатией и готовы поддержать благотворительные НКО, помогающие больным детям и инвалидам.
Часть респондентов (42%) готовы поддержать волонтерские организации, оказывающие помощь пострадавщим от стихийных бедствий, 40% выразили симпатию и поддержку НКО, помогающим бедным и бездомным людям. Организации, занимающиеся экологией, пользуются поддержкой у 38% граждан, выступающие против нарушений трудовых прав и защищающие памятники истории и культуры - по 30%.
Организации, борющиеся с коррупцией, поддерживают 28%, а 22% с симпатией относятся к НКО, контролирующим проведение выборов. Протестные музыкальные рок-фестивали, концерты одобряют 6% опрошенных, а «общественников», выступающих против дискриминации отдельных групп (заключенных, секс-меньшинств, военнослужащих), - 7%.
Согласно доклада, этот год показал активность молодежи, которая в реализации проектов и инициатив стремится миновать лишних посредников в лице различных иерархично организованных структур. Молодые активисты успешно пользуются новыми медиа, социальными сетями, используют другие формы оперативной обратной связи с гражданами. Отметим, согласно данным Минэкономразвития, в 2013 году общее количество социальных НКО достигло 113 тыс. (в 2011-м - 96 тыс.).
Наблюдается рост численности работников сектора: в 2012 году здесь было задействовано более 580 тыс. человек, в 2013 году - 625 тыс. человек. Растут финансовые возможности социально ориентированных НКО. В 2013 году доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (кроме доходов от целевого капитала) социально ориентированных НКО составили 193,3 млрд рублей.
Доходы от целевого капитала в 2013 году - 3,4 млрд рублей. Отмечается рост поступлений (включая пожертвования), грантов от российских физических лиц, которые в 2013-м составили 72,8 млрд рублей, что на 9% больше, чем в 2012-м.