Партия прогресса под руководством Алексея Навального имеет тесные финансовые связи с региональными властями.
По данным "Известий", за последние годы в результате тендеров, организованных госструктурами, десятки миллионов рублей из бюджетов регионов перекочевали в карманы оппозиционеров. Получается, что администрации субъектов Федерации своими руками спонсировали создание региональных филиалов партии.
Отметим, что компании, собственниками или учредителями которых выступали руководители и члены региональных отделений партии Навального, выиграли десятки тендеров, которые проводили федеральные и региональные министерства и ведомства, на сумму более 50 млн рублей.
По мнению экспертов, тесная дружба региональных властей и оппозиции говорит о том, что обеим сторонам она выгодна: для членов партии Навального это постоянные финансовые потоки, а для чиновников - гарантия спокойной жизни без разоблачений и скандалов.
Алексей Навальный зарегистрировал Партию прогресса в Минюсте 25 февраля этого года. Она была создана в декабре 2012-го и изначально носила название «Народный альянс». Навальный был избран председателем партии 17 ноября 2013-го. В регионах зарегистрированы сейчас около 40 отделений партии. В число учредителей и руководителей отделений партии почти в каждом регионе входят бизнесмены - и компании по меньшей мере семи из них получали и получают деньги из бюджета, активно участвуя в госзакупках.
Как рассказал "Известиям" собеседник, близкий к администрации Пермского края, взаимодействие с оппозицией позволило властям избавить себя от критики.
Политтехнолог Олег Матвейчев полагает, что практика применения различных схем взаимодействия оппозиции, бизнеса и власти будет только расширяться. Это связано с тем, что недавно принят закон о запрете финансирования российских партий из-за рубежа.
"Фактически деятельность некоторых политических партий затруднена, само финансирование теперь будет вестись по корявым схемам, и здесь нам не стоит удивляться никаким неожиданным поворотам", подчеркнул эксперт.
"Можно вспомнить московскую историю с отсутствием критики со стороны Навального в адрес комитета по рекламе, тогда как его тогда критиковали все, и другие подобные истории. А все тендеры комитета выигрывали соратники Навального",- напомнил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. "Следует также принять во внимание и то, будет ли теперь критиковаться политика красноярских властей его партией, поскольку опыт такого рода внимания к регионам у него есть (ХМАО, ЯМАО, Тюмень). Подготовка к парламентским выборам 2016 года уже начинается",- считает эксперт. "Сотрудничество крупных игроков с партиями - не редкость, и поддержка их проводится на разных уровнях. Власть получает спокойствие, а оппозиция - деньги. Бизнес же идет в оппозицию, чтобы получать еще больше денег",- пояснил политолог.
"Оппозиция использует деньги государства, за разрушение которого она выступает. Большого удивления это не вызывает, потому что есть основание считать, что установка у оппозиционеров предельно утилитарная и по большому счету людям всё равно, откуда придут деньги",- заявил член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. "Тот факт, что они пользуются или пользовались иностранными средствами, - лишнее тому свидетельство. Что касается данного случая, то вообще-то в этой среде есть такая беспринципная установка: взять деньги у государства и кинуть",- добавил он.
Напомним, что впервые информация о финансировании оппозиции региональными властями появилась в ноябре. "В Москве в течение нескольких лет структуры гражданской супруги главы Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова - Александрины Маркво - организовывали для мэрии и Роспечати мероприятия на общую сумму 100 млн рублей. Ашурков в это время являлся помощником Алексея Навального и активно участвовал в его политических акциях",- напоминают "Известия". "Проведение тендеров, выигранных компаниями Маркво, курировал заместитель главы Роспечати Владимир Григорьев. Кроме того, в течение нескольких лет структуры Маркво побеждали в тендерах, которые были организованы столичным департаментом СМИ и рекламы, возглавляемым Владимиром Черниковым",- добавляет издание.