История Владимира Талисманова, замдекана одного из факультетов МФТИ, который «уволился» после публикации поста про Немцова, сведшейся к короткому и ёмкому «на одну мразь стало меньше», весьма показательна.
События развивались стремительно. Сначала Талисманов написал в своем аккаунте в сети «Вконтакте» эмоциональный пост. Практически сразу появилось некое «электронное коллективное письмо» к руководству МФТИ, с требованием уволить Талисманова. Под письмом подписалось 25 человек, и Талисманов «ушел по собственному желанию».
Дело здесь даже не в том, что руководство российских вузов до одури боится либералов, а то и внутренне поддерживает несистемно-оппозиционные воззрения, и даже не в том, что оное руководство очень любит западные гранты и просто неумное западничество, а в советском номенклатурном страхе «вынесенного сора из избы».
Вся вот эта либеральная травля с коллективными письмами, с истерикой в СМИ очень похожа на «советский товарищеский суд». Упаси Боже было вам оказаться на таком мероприятии в качестве подсудимого. Уж лучше простой и понятный «советский суд, самый гуманный в мире». Общественное порицание на «товарищеских судах» могло длиться часами. А далее и обструкция, и понижение зарплаты методом лишения премии, и прочие неформальные, но очень неприятные вещи. Фильм «Чучело» помните с Никулиным и Орбакайте? Это вот оно.
Так вот, СССР ушел, а привычка к визгливому номенклатурному тоталитаризму в головах нашей либеральной интеллигенции осталась. Они ж искренне думают, что это они - мерило морали и нравственности. Что они имеют право судить, что правильно, а что должно быть изничтожено в порошок. Кстати, когда либералы говорят о свободе выражения мнений - это они про свободу выражения либеральных мнений. От умеренного системного либерализма до либертарианства. А вот вне этих рамок никакой свободы нет, никаких мнений быть по определению не должно. И не только мнений, но и людей.
"Я считаю, что социальные сети - это свободный обмен мнениями и несколько неформальная площадка для выражения своей гражданской позиции. В этой ситуации странно, что наша либеральная общественность, которая всегда ратует за максимальную свободу и самовыражение, старается своих оппонентов "душить", - заявил Politonline.ru декан факультета социологии и политологии Финансового университета Александр Шатилов. "Тем более, что большинство либералов поддержали "Шарли Эбдо" - проект, который публикует из номера в номер оскорбительные карикатуры",- добавил он. Преподаватель также напомнил, что "либералы, если они себя считают таковыми, не должны использовать двойные стандарты". О чем речь? "Если вы позволяете себе публиковать различного рода неприемлемые вещи в отношении своих политических оппонентов - например, заявления публичного человека, журналиста Плющева о погибшем сыне высопоставленного чиновника - то принимайте критику о себе".
Недавняя реплика Шендеровича, также «скорбящего о смерти Бориса Немцова» - это не просто показательные слова. Сказал он, напомним, следующее: «Наша проблема в том, что нелюдей мы тоже числим людьми - и оцениваем их в человеческой номинации. Мы - ошибочно - полагаем, что относимся с ними к одному биологическому виду (нашему), в котором такое действительно невозможно, и вопим от возмущения». Нелюди - это все те, кто не поддерживает идеологию этих людей. Так вот, это не просто некая умозрительная позиция, это программа действий. Когда кто-то публично не соглашается с тем, что «покойный был прекрасным человеком», его начинают истерично травить, как Талисманова. Когда кто-то прямо говорит, что в Новороссии Киев устраивает карательный геноцид и воюет там фашистскими террористическими группами, а ополченцы - это герои, противостоящие злу, его начинают травить, как Дугина. Который также лишился преподавательского места.
Но с другой стороны, профессор Зубов - и посредственный историк, и преподаватель, скажем мягко, не блестящий - зато проникнутый русофобией и оппозиционностью чуть более чем полностью, продолжает спокойно работать и нести свою ахинею в студенческие умы.
Кстати, важный момент: Талисманов высказался по поводу Немцова у себя в аккаунте. Не на лекции, не в стенах вуза. Не на заседании кафедры или совете факультета. И даже не в СМИ какое-нибудь статью написал под заголовком «Немцов - мразь». Нет, просто на стене «Вконтакте» написал.
Когда тот же Плющев писал про сына Сергея Иванова, и речь пошла уже о профессиональной этике журналиста - человека, который работает со словами профессионально, была совсем иная реакция. Прогрессивная общественность бросилась защищать «поборника свободы слова», который «просто сказал правду».
Вывод у этой истории грустный. Когда кто-то начинает вам напряженно, с визгом рассказывать, что «про мертвых или хорошо, или ничего», упрекать вас в отсутствии морали и нравственности, при этом исходясь на агрессию и мат, присмотритесь внимательнее.
Весьма возможно, это человек, который совсем недавно радовался смерти детей на Донбассе, чуть раньше довольно потирал ладошки, проглядывая фото сгоревших в Одессе людей. Писал о том, что «в Луганске кондиционер взорвался». И для такого человека люди - это не все люди, а только его сторонники. Только те имеют право называться людьми, кто существует в этой, оппозиционной системе координат. А остальные - это нелюди. И вы тоже в глазах этого человека к ним относитесь. Шендерович им всё объяснил про людей и нелюдей. Еще раньше, правда, такое объяснение дал другой «видный европейский политический и общественный деятель». Тот политик сказал: «славяне и евреи - это не люди, даже не животные, а бациллы на стенке унитаза, единственное, что с ними можно сделать - это смыть». Звали его Рудольф Гесс. Закончил он плохо. Ну, примерно как Немцов, что уж там.
Анатолий Самойлов