В сериале "Карточный домик" (House of Cards) рассказывается о напряженных отношениях США с Россией. В основном, его создатели пытаются озвучить мысль о необходимости относиться к России как к равному игроку.
Компания Netflix создала свой продукт, основываясь на множестве стереотипов, пишет британский журналист Кристиан Нитою. Но им удалось достаточно тонко изобразить Россию, что можно считать свидетельством серьезных изменений в ее восприятии Западом.
В своем материале в издании The Conversation Нитою отмечает, что ранее Россия изображалась как достаточно слабая и варварская держава. Однако в третьем сезоне Россия превратилась в сильного игрока на международной арене под руководством сильного авторитарного лидера.
"В результате политики Путина в 2014 году общественность в США, а также в Европе, стала воспринимать Россию как сильную державу, потенциально способную стать прямой угрозой для Запада. И хотя в «Карточном домике» мы наблюдаем за развитием вымышленного кризиса в долине реки Иордан, а не на Украине, Россия в нем представлена не как коррумпированная и ослабленная экономика, которая трещит по швам, а как самое серьезное препятствие, мешающее американскому президенту вернуть мир на Ближний Восток.
В этом сериале достаточно четко прослеживается идея о том, что мира не будет до тех пор, пока Америка не начнет относиться к России как к равному игроку - это стало еще одним уроком последних двух лет, в течение которых Россия предприняла ряд решительных шагов для того, чтобы вернуть себе статус «великой державы", отмечает он.
По мнению Нитою, авторы сериала намекают на то, что американская демократическая система часто мешает лидерам принимать поспешные решения, за которые можно потом не отвечать. В свою очередь российские лидеры не связаны ни ограничениями демократических норм и институтов, ни волей народа, который способен быстро и решительно свергнуть лидера, зашедшего слишком далеко.
"В сериале "Карточный домик" дипломатические усилия Европы и роль Евросоюза в решении вопросов с Россией полностью остаются за кадром, что, несомненно, является отражением реального положения вещей. В сериале мы видим всего два сильных геополитических полюса. Это довольно любопытная перемена, потому что в предыдущих сезонах Европа изображалась как естественный и в определенном отношении равный партнер США в мировой политике. Но отсутствие Евросоюза в третьем сезоне не слишком удивляет, учитывая - возможно, несправедливо - сложившийся образ слабого игрока, преследующий Европу.
С другой стороны, позиция Европы и мощь Китая вызывают у американцев довольно неприятное ощущение того, что мир снова становится все более биполярным, и в нем снова все решает грубая сила", резюмирует журналист.