В четверг 14 мая в 13:00 на территории дизайн-завода «FLACON» (зал «Куб») фондом «Искусство без границ» была организована выставка-перформанс «На дне», в которой красочно представили ситуацию, сложившуюся в российской театральной среде. Среди приглашенных гостей выставки - писатель Юрий Поляков, актер Алексей Гуськов и представитель фонда «Искусство без границ» Андрей Грознецкий.
Акция посвящена проблеме «вседозволенности в современном российском искусстве». В современной культуре, считают организаторы, сложилась ситуация, при которой государство финансирует аморальные постановки, где не осталось ничего от классических первоисточников. При этом сами «творцы» такого рода культуры наплевательски относятся к зрителю. А в случае любой критики начинают рассказывать про то, что они «художники и так видят». Выставка представляет собой ряд фотокартин и фарсовых, сатирических постановок, которые показывают степень деградации, до которой, по мнению организаторов, дошло современное российское искусство.
Иными словами, организаторы решили по «концептуальному постмодернистскому творчеству» ударить столь же концептуально и постмодернистски. Понятно, что сейчас в среде творческой интеллигенции поднимется лютый вой. Потому что эта социальная страта очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. А уж на сатиру по поводу своих поделок и подавно. И если раньше эти «творцы» могли списать всё на тупость аудитории, на то, что критики не настолько умны и внутренне развиты, чтобы понимать всю тонкость аллегорий в их творчестве, то теперь ситуация изменилась. Их будут критиковать собратья по цеху. Такие же актеры и писатели, творческая элита общества.
При этом организаторы «На дне» призывают лишить государственного финансирования проекты, которые, по их мнению, ни к культуре, ни к искусству не относятся, призывают к оздоровлению культуры в стране. Это знаковый процесс. Уже несколько лет в кулуарах творческой интеллигенции, людей искусства идёт негласное противостояние. И если раньше массово в свет за государственный счет входили «концептуальные постановки», то теперь, кажется, ситуация может измениться.
За последнее время случилось множество скандалов, связанных с «альтернативным видением классики». У всех еще на слуху коллизия с новосибирским «Тангейзером», но это лишь вершина айсберга. Таких постановок - множество. И вот оказалось, что даже в культурной среде видение подобного творчества не так однозначно. Есть писатели, режиссеры и актёры, которым вся эта «концептуальная альтернатива» глубоко отвратительна.
Весьма возможно, что «На дне» станет отправной точкой для оздоровления творческой элиты и того, что она создает. Судя по названию выставки, ниже и хуже уже просто некуда. А как говаривал Пётр Мамонов, оказаться на дне не так уж плохо, со дна только один путь - вверх. Если государство прислушается к организаторам акции, то есть вероятность, что очень скоро мы увидим творчество совсем иных масштабов и иной тематики. Более классическое и менее маргинальное, ну или «концептуальное», что ли.
При этом перераспределение финансовых потоков внесет определенную ясность в саму сферу искусства. Эти «концептуальные постановки» никуда не уйдут, если на них будет спрос и найдутся частные спонсоры. И тогда не нужно будет привлекать суды, требовать увольнений, лишать государственного финансирования представителей «альтернативного взгляда на классику». Они займут свой сегмент в обществе, со своим зрителем и своим меценатом.
Наша страна действительно испытывает дефицит качественного, массового искусства, которое уже давно нужно и зрителю, да и самому государству. На одном «Тангейзере» далеко не уедешь, да и особой нравственности не воспитаешь. С этой оперой вообще получилось так, что скандал стал куда громче и популярнее самой постановки. К сожалению, это крайне модный тренд в рамках постмодернистского творчества. Когда сопутствующий информационный шум заменяет суть произведения.
Впрочем, будем надеяться, что акция «На дне» достигнет своих результатов, и движение со дна вверх начнется прямо сейчас.