Несмотря на окончание "майдана", продолжается работа «Национального фонда поддержки демократии» (NED) на Украине. По данным "Ридуса", на сегодняшний день структура финансирует на территории этого государства больше 20 проектов и организаций. Стоит напомнить, что NED - это фонд, учрежденный конгрессом США в 1983 году, основным источником финансирования которого является бюджет Соединенных Штатов. То есть это такое НКО, которое «не совсем НКО».
В России работа фонда была официально прекращена несколько лет назад. Однако, официально - не значит фактически. Есть версия, что NED продолжает работу в нашей стране по технологии «зонтичных организаций». То есть, методом создания многочисленных структур уже в России, которые не сказать чтобы законно получают деньги из фонда, а потом распространяют их через многочисленные гранты в адрес разного рода политических НКО оппозиционной направленности.
На Украине фонд действует абсолютно публично. Об этом можно найти подробнейшую информацию в Сети, в открытых источниках. Так, NED вкладывался в «Автомайдан», финансирует «Новую Краину», организацию, которая, по сути, дублирует действия Верховной Рады. Или, например, «Институт социальных инноваций», который подготовил очередной проект по борьбе с коррупцией.
Кстати, заметим, что «борьба с коррупцией» - это такой про-западный специальный ярлычок, который обозначает тягу к политическим реформам. Коррупция здесь становится абсолютным злом, которое проникло во все политические и социальные институты государства. Следовательно, эти институты необходимо демонтировать, а на их месте построить «нужные и правильные», и тогда коррупция исчезнет сама собой. Ну, как в девяностых в России, после развала СССР. Помните, как мы жили тогда по демократическим лекалам и совершенно без коррупции? Вот, что-то такое уже сейчас имеет место быть на Украине, а будет, судя по всему, только круче.
Насколько круче - можно увидеть на конкретных примерах работы NED в России, даже не в прошлом веке, а в самом недавнем времени, пару-тройку лет назад. Например, в 2011 году фонд поддержки демократии финансировал ассоциацию «Голос» и требовал от неё весьма определенных результатов. Как бы ни прошли выборы в России, «Голос» должен был громко рассказывать о фальсификациях. Чтобы потом эту тему подхватили уже международные наблюдатели, профинансированные, конечно же, снова NED. Проблема была в том, что выборы-2012 были максимально прозрачны, и при всем желании «Голосу» было не за что зацепиться. Тогда NED сменила пластинку и представитель фонда Надя Дюк сделала заявление, что российские власти подавляют «Голос» и вводят против этой ассоциации репрессивные методы. Однако скандала не получилось потому, что репрессивных методов не нашли, а вот политическую ангажированность «Голоса», когда часть сотрудников этой НКО оказались параллельно членами РПР-Парнас, выявили очень быстро.
В 2012 году экс-советник Рейгана Крейг Робертс сделал прямое и недвусмысленное заявление по американским НКО, работающим в России. Он заявил: «у меня нет какой-либо конкретной информации по USRF, но я уверен, что цель всего этого - обойти те ограничения, которые установило российское правительство на финансирование политических оппонентов из-за рубежа. «Национальный фонд поддержки демократии» был основан (в 1983 году - ред.) для того, чтобы переводить деньги американских налогоплательщиков советским диссидентам. Со временем появилось много различных НКО, которые стали жить за счет денег фонда. Я никогда не мог понять, как российское правительство позволяло США настолько открыто вмешиваться во внутрироссийские политические дела. В США это было бы сравнимо с предательством».
Однако такие заявления не остановили ни NED, ни связанные с ним российские структуры. Очередной громкий скандал разразился в 2014 году с «Комитетом солдатских матерей». Когда сначала некие «солдатские матери» заявили о насильственной отправке российских срочников на Украину, а потом «нашли» 400 трупов российских десантников. Внезапно оказалось, что ранее NED финансировал «Комитет» практически напрямую, а сейчас, скорее всего, финансирует через пресловутую «зонтичную систему». Но и это не весь вклад фонда в «борьбу за демократию» в России и на Украине.
В мае 2015, когда Надя Дюк заняла пост вице-президента NED, в её непосредственные обязанности вошло кураторство украинского и российского направлений. Это при том, что официально NED в нашей стране не работает уже несколько лет. Ну, то есть, направление есть, а официально как бы и нет. И независимые эксперты задались вопросом, а откуда у этой женщины такой пристальный и многолетний интерес к России и Украине. Оказалось, что это семейное. Дело в том, что Надя Дюк - дочь солдата УПА Петро Дюка. И отсюда сразу понятно, какую «демократию» она хочет видеть и на Украине, и у нас в стране.
В общем, понятно, что работа фонда в России сейчас, как минимум, серьёзно ограничена. Чего не скажешь про Украину, где NED стал, по сути, этаким «теневым правительством» и продвигает свои политические и социальные решения, практически не стесняясь. А чего им, собственно, стесняться? Если в Киеве сидит марионеточное правительство с «техническим президентом», премьером, который больше времени проводит в Вашингтоне, чем в Киеве, и с тотальным отсутствием денег во всей стране?
Тут гранты NED будут расхватаны, как горячие пирожки, даже если формулировка этих грантов на официальном уровне будет «На скорейший и тотальнейший развал Украины». И отработают, надо полагать, украинские сторонники Майдана эти гранты по полной программе и со всей возможной ответственностью. Судя по текущему положению дел в этой стране - у них и так неплохо получается.
Сергей А. Ларин