На уровне Совета Федерации продолжается работа по созданию «стоп-листа» для «политических» иностранных НКО. Главным инициатором патриотического стоп-листа выступает глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. По его словам, в кандидаты на внесение в «черный список», уже имеется несколько десятков иностранных некоммерческих структур, которые активно финансируют наш «третий сектор». В частности, ту его часть, которая продвигает разного рода политические инициативы.
По мнению сенатора, «их (иностранных НКО) главная задача заключается в том, чтобы попытаться напрямую влиять на внутриполитические процессы, которые происходят в России, вмешаться в них и в конечном итоге обеспечить приход к власти и смену на более лояльный для этих государств (финансирующих НКО в РФ) режим». При этом, важно понимать, что «патриотический стоп-лист» не будет юридическим и запретительным документом. Он будет носить характер публичного предупреждения.
То есть, в данном случае речь идёт об общественно-государственной инициативе. Когда государство и эксперты просто собирают сведения о тех или иных зарубежных НКО, их интересах на территории нашей страны, и дают эту информацию в публичный доступ единым документом. Чтобы общество в нашей стране в свою очередь «знало героев в лицо».
Ход, кстати, очень умный. С одной стороны, у либеральной оппозиции не будет повода начинать очередную волну по поводу нарушения прав и свобод в России. Все эти фонды никто запрещать не будет. Многие из них, как, например, фонд Сороса, уже и сами свернули непосредственную работу своих отделений.
С другой стороны - информация будет систематизирована и в открытом доступе. И здесь уже руководство наших, российских НКО само будет решать, стоит ли связываться с теми или иными грантами, программами и фондами из-за рубежа. А гражданское общество, в свою очередь, само для себя будет решать, стоит ли связываться с российскими некоммерческими структурами, которые работают в рамках тех или иных зарубежных грантовых программ.
Опять же, в России уже есть ряд законов в сфере «политических НКО», и законы эти работают. Но иностранные некоммерческие фонды все чаще в работе с российским «третьим сектором» прибегают к так называемой «зонтичной структуре». Когда деньги из Великобритании или США сначала поступают в российские фонды, а уже из них идут к российским политическим НКО. Запрещать всю цепочку не имеет смысла. На месте одних фондов-ширм могут завтра появиться иные, с другими названиями. Но вот информировать население о самом факте таких «финансовых цепочек», о том, какие организации, от кого и как получают деньги и на что тратят - государство вполне может.
В данном случае Косачев говорит об ответных мерах в информационной войне. И система действий здесь не «всё закрыть и всех арестовать», а куда более тонкая. Как раз на основе принципов гласности и права людей на информацию. Нужно понимать, что сфера НКО уже давно стала площадкой для информационной войны. Собственно, именно структуры «третьего сектора» часто выступают в качестве инициаторов и организаторов гражданских политических протестов, которые сейчас называют «цветными революциями». И действуют такие НКО в строго заданных рамках. Как говорится, кто им платит, тот их и танцует.
При этом если мы говорим о США, откуда идет в Россию основная масса грантов, то там у многих НКО и фондов прямо прописано, что финансирование этих структур идет и от Госдепартамента, и от Конгресса США. Многие фонды возглавляют действующие и бывшие американские политики. Такие, например, как сенатор Джон Маккейн, который является председателем «Республиканского института».
По словам депутата Госдумы Вячеслава Никонова «в США работает более 15 тысяч НКО, бюджет которых больше, чем весь бюджет Российской Федерации». Иными словами, речь идет о мощной сети «агентуры влияния», которая под прикрытием социальных, гражданских и политических инициатив несёт в себе угрозу национальной безопасности и России, и другим странам, где работают филиалы этих структур, или местные НКО, которые живут на гранты от американских фондов.
Патриотический стоп-лист, в первую очередь, призван внести ясность в эти вопросы, довести до граждан РФ данную проблему и разъяснить, что на самом деле творится в политическом сегменте «третьего сектора». Поскольку сейчас у многих, даже лояльных государству, граждан имеет место быть некоторое недоумение по поводу мер по сдерживанию тех или иных российских некоммерческих структур. Чтобы было понятно, чем оправдана такая политика, во многом и создается нынешний патриотический стоп-лист.