Активность «Демократической коалиции» в Новосибирске в связи с решением регионально избиркома не допускать оппозиционеров к выборам из-за наличия поддельных подписей, приняла откровенно мелодраматический оборот.
Леонид Волков и новосибирский штаб коалиции объявил бессрочную голодовку. Эту ситуацию «Эху Москвы» прокомментировал Алексей Навальный. И комментарии его заслуживают отдельного внимания и анализа. Первое и самое главное, Навальный «не думает о том, чтобы присоединяться к голодовке» новосибирских коллег. То есть, отличный символический жест, давление на власть, но это как бы не проблемы Алексея.
Тем более, что сам он говорит о том, что «я с вами тут говорю из Москвы», а в Новосибирске, по его мнению, кампанию протестных действий должны придумать и реализовать сами новосибирцы из штаба «Демократической коалиции». Эти слова, кстати, в очередной раз подтверждают тот факт, что московское оппозиционное руководство совершенно не в курсе региональной повестки тех областей, где на выборы идёт «Демократическая коалиция». И, где, что характерно, первые номера в предвыборных списках занимают именно москвичи, а не регионалы.
Второй важный момент, о котором говорит Навальный, это голодовка в Астрахани, проведенная кандидатом в мэры от «Справедливой России» Олегом Шеиным. Голодали он и его сторонники сорок дней. Но голодали своеобразно. С регулярным употреблением пищи, которая состояла из соков, детского питания и бутербродов. Да, по окончании акции, которая в целом, только вызвала медийный резонанс, но к каким-то кардинальным политическим изменениям не привела, голодающих откачивала доктор Елизавета Глинка, привезя им специальную питательную смесь для восстановления адекватного пищеварения.
Есть ощущение, что голодовка Волкова со товарищи будет проходить примерно в таком же формате. С регулярным питанием. И это вполне ложится в логику громких публичных жестов, которыми бравируют оппозиционеры в рамках текущей избирательной кампании.
"Я вчера в твиттере уже прокомментировала. Цитатой из Сереги. Какой? "Саботажники и болтуны, [так] твою мать!" С тех пор - ничего не измнилось",- прокомментировала Politonline.ru Анастасия Удальцова и голодовку, и обещания "вывести на площади весь Новосибирск".
При этом сам Навальный говорит о том, что вот голодовка - это хорошо и правильно, это важный символический жест и форма давления на власть. Однако, когда речь заходит о том, чтобы просто привести подписавшихся за «Демократическую коалицию» новосибирцев к зданию избиркома, нет, не всех, а тех, кого тот же избирком посчитал «несуществующими», здесь сразу начинаются какие-то странные сложности. И Волков, и Навальный говорят, что «это нереально сделать». Они несколько лукавят. Про голодовку Шеина они помнят прекрасно, а вот про то, как Андрей Богданов привел своих подписантов - в упор не помнят. Тогда избирком был поставлен Богдановым в интересное положение. Но у Богданова были реальные сторонники, которые за него отдали свои автографы.
В случае с «Демократической коалицией» есть все основания полагать, что избирком в Новосибирске в своих оценках действительности подписей не так уж и неправ. И, что людей, которые бы вышли на улицы города за оппозиционеров в реальности не существует.
Хотя Навальный и говорит о том, что у него в планах, отдаленных и абстрактных, проводить протестные уличные мероприятия. Но весь вопрос в том, кто выйдет и выйдет ли вообще на улицы. Оппозиционеры с трудом насобирали несколько тысяч подписей в городе-миллионнике Новосибирске. Часть из этих автографов вызывает серьезные сомнения в подлинности. Кто будет воевать за оппозиционеров - не очень понятно. У новосибирцев элементарно своя региональная повестка, которая им куда важнее, чем голодающий Волков и не голодающий в Москве Навальный.
Кстати, любопытный нюанс, в своем интервью на «Эхе» Навальный несколько раз повторяет тезис о необходимости «максимально широкого распространения информации» о голодовке и о ситуации в Новосибирске с давлением на «Демократическую коалицию».
Вопрос в том, для кого эта информация?
В городе и области о приключениях оппозиционеров знают, наверное, уже все. Никогда еще Новосибирск не был представлен в федеральных медиа так полно и подробно. В городе понимают, что скоро выборы, кто на эти выборы идёт, да и что такое «Демократическая коалиция» люди уже в общем-то в курсе.
Так для кого распространять эту информацию? Для избирателей? Думается, нет. Эта информационная волна нужна Навальному для внешних наблюдающих структур. Например, для западных СМИ, у которых появится повод говорить об «ужасах российского политического режима». Ну и для московских «креаклов», понятное дело. Чтобы жертвовали больше на кампанию Навального, и продолжали медиа-волну в социальных сетях.
Вообще же, в своем интервью Навальный называет ситуацию в Новосибирске «сюрреализмом с элементами кошмара», имея в виду работу избиркома и прочих государственных структур.
Но при здравом взгляде, можно сказать, что тут сюрреализм с элементами цирка, и относится это явление к поведению функционеров «Демократической коалиции».
Театральная голодовка Волкова, с упоминаниями аналогичного опыта «голодовки с едой» Олега Шеина, попытки создать медийный резонанс, тотальное отсутствие поддержки новосибирцев, обещания при этом вывести людей на улицы - все это похоже на очередное публичное шоу, которое к выборам и к, собственно, нарушениям предвыборного законодательства не имеет никакого отношения.
Александр Самойлов