Алексей Навальный продолжает раздавать эпатирующие интервью иностранным СМИ. В принципе, при практически полном предвыборном «сливе» «Демократической коалиции», которая не допущена до выборов ни в одном из регионов, а по Костроме решение ожидается со дня на день, и тоже немного предсказуемо, ничего иного оппозиционеру делать не остается.
В этот раз о том, как ужасно все в России Алексей Анатольевич рассказывал агентству «Блумберг». По мнению Навального «президент России Владимир Путин начал «террор» против своего окружения, чтобы сохранить в состоянии покорности элиты, которые сейчас представляют для его власти наибольшую опасность».
О каком «терроре» идёт речь, спросите вы? А все о тех же арестах и уголовных делах, заведенных на сотрудников «Роснано» из ближайшего окружения Анатолия Чубайса. Навальный прямо связывает эти процессы с дебатами, которые состоялись у Чубайса и Навального на «Дожде» несколько недель назад. Снова всплыла «утка» про то, что в Кремле запрещено публично упоминать саму фамилию «Навальный», и за нарушение этого негласного запрета Путин теперь «терроризирует» собственное окружение.
Понятно, что такой материал, с такими комментариями Навального может быть серьёзно воспринят только на Западе, где Алексея на полном серьёзе называют «самой влиятельной фигурой российской оппозиции».
В России же вполне очевидно, что приближенные Чубайса, особенно по линии топ-менеджмента «Роснано» - это совсем не приближенные президента, и даже в состав «путинских элит» записать их можно с изрядной долей условности. Это так, чисто структурное замечание. И то, что уголовное "дело Меламеда" и расследование в отношении сотрудников Чубайса начато год (год, Карл!) назад - тоже.
Второй момент заключается в том, что запрет на публичное упоминание имени Навального кремлевскими чиновниками - это плод каких-то не очень здоровых фантазий то ли Алексея, то ли его политтехнологов, то ли западных кураторов. И даже не потому, что Навальный важен или не важен в российской политической жизни, а потому, что российская государственная и пропагандистская система работают в абсолютно иной логике. Есть некий идеологический противник - давайте о нем говорить, давайте пристально на него посмотрим. Под микроскопом. Много интересного же выяснится. Что, собственно, и произошло с «Демократической коалицией».
Под пристальным наблюдением СМИ оказалось, что оппозиционеры перманентно мошенничают с подписями, не в состоянии организовать нормальные праймериз, постоянно устраивают склоки не только с партиями своего же идеологического спектра, но и воюют и раскалываются внутри собственной структуры.
Им никто «не помогал» по этим направлениям. Они сами прекрасно справились. Все просто чуть внимательнее наблюдали за веселыми приключениями несистемных оппозиционеров в ряде регионов нашей страны.
Но у Навального, несомненно, есть и свои резоны в раздаче подобного рода интервью. Во-первых, для «молодого и перспективного оппозиционера» крайне важно перманентно напоминать о себе в медийном пространстве. И не только российской, но и зарубежной аудитории. Что он жив, здоров, полон революционных идей и жажды действия. Экономически это вполне понятно. Его основные заказчики и грантодатели находятся именно там, где зарубежная аудитория.
Во-вторых, Навальный и его «Демократическая коалиция» не столько стремились участвовать и побеждать в выборах, сколько дискредитировать саму процедуру избирательного процесса в России. Что он и продолжает делать, говоря о «Путине, который не верит в выборы».
В-третьих, это попытка внести определенный раскол в российские политические элиты. Публичный сигнал тут простой - «смотрите, сейчас вас всех Путин заживо съест». Не важно «свои» вы для российского политического лидера, или «чужие», у нас тут тоталитаризм и самодурство, поэтому никто не уйдет безнаказанным.
Посыл в этом звучит очень простой, обращенный к этим, так называемым, кремлевским политическим элитам - «если не хотите, чтобы вас убрал Путин, сами уберите его, сработав на опережение».
И снова понятно, что в такие интерпретации политических процессов в нашей стране может поверить только зарубежный читатель, который в упор не понимает, как у нас здесь всё устроено на самом деле. Поэтому и данная попытка «раскола» смотрится несколько, мягко скажем, наивно.
Что происходит на самом деле? На самом деле система работает стабильно, а консолидация пресловутых элит вокруг Путина крепка, как никогда. По одной простой и парадоксальной причине. Из-за внешнего давления на нашу страну со стороны ЕС и США. Западный блок, стоит напомнить, своими санкциями хотел внести раскол в ряды высшего руководства России. Однако, случилось все с точностью до наоборот. Ровно потому, что федеральные руководители и топ-менеджеры госкорпораций поняли, что если они не будут действовать в рамках единой и целенаправленной политики, то наше государство и правда могут ожидать серьёзнейшие проблемы.
Да, есть люди, типа окружения Чубайса, которые незаконным путем захотели нажиться в том числе и на этой ситуации общей нестабильности. Но штука в том, что сейчас такое коммерческое преступление, особенно о стороны высокопоставленных сотрудников госкорпораций привлекает самое пристальное внимание правоохранительных органов. Потому что мошенничество и воровство этих людей влечет за собой не просто какие-то финансовые потери, а угрозу национальной безопасности.
Кстати, Навальный со своими оппозиционерами такой опасности практически не несет, поскольку он отстранен от реальных рычагов хотя бы минорного управления страной, а его электоральная популярность исчезающе мала, чтобы даже пытаться на что-то влиять.
Но такие тонкости, понятно, западной аудитории не интересны. За них Навальному очередной грант не дадут. Поэтому он рассказывает то, что приятно будет услышать американским кураторам. Просто бизнес, ничего личного.
Александр Самойлов