Срам в Марьино: Оппозиция провалила "контрольный" митинг

Сегодня в Марьино прошел митинг «Демократической коалиции». Под официальным лозунгом «За сменяемость власти». Заявка была на сорок тысяч человек, в итоге пришло чуть больше четырех тысяч человек. То есть в десять раз меньше, чем было написано в заявке на митинг!

Алексей Навальный, который объявил о проведении протестной акции, заявил, что 20 сентября выбрано как канун годовщины событий 2011 года, когда 24 сентября Дмитрий Медведев выдвинул в качестве кандидата в следующие президенты РФ Владимира Путина.

Помимо этого, «Демократическая коалиция» недовольна своими результатами в Костроме. При этом недовольна как-то странно. Собственно, результаты в два и шесть десятых процента они признали. Но пояснили, что такой низкий процент они взяли, потому что «административное давление» и «вражеская пропаганда, доходящая до откровенной травли». Правда, потом в интервью «Эху Москвы» Касьянов всё же сознался, что провал «Парнаса» (который он назвал «позитивным результатом кампании») связан с тем, что «коалиционеры» несколько не поняли, кто именно их избиратель.

Еще митинговать будут, в том числе, и за освобождение Андрея Пивоварова, начальника костромского штаба, незадолго до сдачи подписей в местный избирком его задержали по подозрению в «неправомерном доступе к компьютерной информации». В общем, он давал взятку сотруднику правоохранительных органов, чтобы получить доступ к закрытой базе УФМС. Это, однако, один из второстепенных поводов. Главная тема - власть должна смениться. Но главная только официально, поскольку на самом деле митинг совсем не о том.

Накануне, где-то за неделю до мероприятия, все лидеры «Демократической коалиции» и многие активисты в социальных сетях выступили с призывом «приходите, чтобы вас было много». Дело в том, что пресловутые 2,6% голосов в Костроме - это психологический шок. Видимо, несистемные либералы до сих пор пребывали в святой уверенности, что в России у них есть свое электоральное лобби, которое, конечно, не большинство, но явно больше десяти процентов населения. То есть, в Костроме, в теории, их должны были поддержать не пара тысяч, а несколько десятков тысяч человек.

Верить в настолько ничтожный уровень поддержки эти люди решительно отказываются. Поэтому и устроили митинг в Москве, чтобы показать, что на самом деле их много. В ход для агитации на повышение явки в рамках мероприятия идут уже какие-то абсолютно магические, заклинательные формулировки. Кто-то из либералов написал, что «приходите, может, от того, что народу будет очень много, что-то само по себе изменится». В общем, упор на «магию толпы» - это, конечно, умильный политический ход, который многое объясняет о причинах электорального провала «демократической коалиции».

Но даже это нагнетание обстановки и призыв в духе какой-то массовой мобилизации не привели к адекватным результатам. Вернее, результаты-то вполне ожидаемые для всех нормальных людей. Но вот лидеры «Демократической коалиции» на таковых похожи всё меньше и меньше. Иначе как объяснить заявку на численность от Навального в сорок тысяч человек? Где они собирались взять эти сорок тысяч, не знали, похоже, и они сами. Но, до конца надеялись, судя по всему, что их поддерживает заметная часть населения хотя бы в столице.

За полчаса до начала митинга, по данным сообщества независимых наблюдателей Mob Counter, пришло 100 человек. К началу - количество митингующих выросло до трёхсот. «Солидарность» пишет о двух тысячах пришедших, но видеотрансляция митинга не давала ощущения хотя бы тысячи пришедших человек. Хотя через полчаса после начала мероприятия наблюдатели из Mob Counter насчитали 1206 человек, прошедших через рамки металлоискателей.

В общем-то, это очередное фиаско. Но самое интересное, что такой показательный и публичный удар под дых либералы нанесли себе сами. Инициировав это массовое мероприятие и заявляя о явке в сорок тысяч. Привлекая к митингу самое пристальное внимание СМИ, которые уже привыкли работать в авральном режиме в течение избирательной кампании 2015. И рефлекторно журналисты двинулись во всех подробностях освещать митинг «Демократической коалиции», который превратился в очередной провал и какой-то позор.

Кстати, вопли про «давление властей» начались уже сейчас. В Марьино ряд активистов притащили плакаты с лозунгами, которые никак не вписываются в тематику мероприятия. Их, понятное дело, не допускают до участия, но они, как всегда, видят в этом не нарушение закона со своей стороны, а давление и травлю со стороны государства. Изъятые постеры с лозунгами были про «развязанную Россией и Путиным войну против Украины», например. С цитатами Немцова по этому поводу. При чем тут «сменяемость власти» и Кострома - не очень понятно. Но мы же помним, что либералы живут в своей альтернативной логике. Ровно по той же причине можно увидеть на митинге и плакаты с призывами освободить Надежду Савченко, и протесты против Андрея Воробьёва, губернатора Подмосковья, ну и лозунг «PUTIN 666» на транспаранте перед сценой тоже вызывал ряд вопросов.

Но дальше началась полнейшая феерия. Во время выступления Яшина на сцене, когда он рассказывал, как всё ужасно в Костроме, человек с микрофоном, ведший прямую трансляцию Митинга, начал задавать вопросы, и тут выяснилось, что он, во-первых, считает Марьино уже не Москвой. Во-вторых, не знает где по отношению к Марьино находится Братеево. Соседний Братеевский район у интервьюера от «Демократической коалиции» почему-то оказался от Марьино «очень и очень далеко». Эти оговорки крайне важны для нас, чтобы понимать, что это за контингент. У этих людей нет жизни не то что за МКАДом, у них жизнь обрывается за Садовым кольцом. То есть, о какой тут Костроме может идти речь, если для актива «Демократической коалиции» поездка в Марьино - это практически полет на другую планету?

Но при этом уже следующее выступление после Яшина было посвящено Украине и украинским «политическим заключенным», вроде террориста Сенцова или наводчицы-диверсантки Надежды Савченко.  Ребята, которые не знают, как расположены по отношению друг к другу отдельные районы Москвы, выступали экспертами по Украине. Ну, в принципе, понятно, какое государство им ближе. Непонятно, почему митингуют в Москве, а не в Киеве, например.

Далее юноша, который вёл трансляцию с митинга, начал рассказывать о «нескольких десятках тысяч человек», стоя на относительно пустом пространстве. Панорамный обзор камеры показал то, что с натяжкой можно назвать полутора тысячами, но юного политического обозревателя это не смутило. В принципе, несистемных либералов вообще уже мало что смущает, и разговор о десятках тысяч человек будет еще подхвачен многими оппозиционными блогерами.

Однако реальные цифры остаются убийственными: через час после начала мероприятия пришло 3850 человек. Показательно было и количество людей, смотревших эту прямую трансляцию на Ютубе - 4200-4300 человек. При этом периодически, судя по комментариям к трансляции, создавалось ощущение, что смотрят её исключительно сторонники Путина и нынешнего политического режима, настолько резкой критике подвергались и выступления, и сам митинг.

Коснулись митингующие и темы убийства Бориса Немцова. По их мнению, убийство Немцова - это «итог политики Путина на Северном Кавказе». То, что итог политики Путина в том регионе - это мир, реставрация после разрушительной войны, демонстранты как-то не вспомнили. А потом со сцены раздалось нечто, по формальным признакам похожее на стихи. Очень нервная женщина, видимо, популярная в оппозиционной среде, эти стихи неизвестного авторства (может быть, собственного?) читала минут 10-15. Думается, что после этого «поэтического марафона» количество митингующих уменьшилось на пару сотен. Поскольку художественная ценность этих «шедевров» была примерно равна высоте рейтинга партии «Парнас» в Костроме.

Кстати, Касьянова на митинге не было. Что, в принципе, не странно. Поскольку он не приехал и для поддержки «Парнаса», своей же собственной партии, в Кострому. Поэтому в Москву из очередных зарубежных турне экс-премьеру тоже являться не с руки.  В общем-то, «кинуть» свою собственную партию, своих же активистов - это у лидеров либерального протеста в порядке вещей. Весьма возможно, что низкая явка на митинг сопряжена и с этим. Никому, даже людям либеральных и остро оппозиционных взглядов не хочется «вписываться» за таких лидеров.

Кстати, как сообщили очевидцы, "оппозиционеры вывели с митинга журналиста Грэма Филлипса". Разве это не препятствование журналистской деятельности? Или "что позволено Юпитеру?...

Какой урок можно было бы Навальному и компании вынести из этой череды ляпов, проколов и откровенных имиджевых и политических катастроф? Вывод очевидный: работать нужно, скучно, нудно, методично политически работать. И в рамках сбора подписей, и в рамках агитации, и в рамках уличной активности. Избавляться уже от всего этого налёта «циркового шоу», которое имеет место быть всегда, когда мы видим деятельность «несистемной оппозиции».

Вообще этот митинг с какими-то стихами, истеричными женщинами с трясущимися руками, которые кричали про кровавого Путина и Украину со сцены, создавал ощущение чего-то совершенно невменяемого. Ни четкой повестки, ни четких решений, самые разномастные лозунги. То есть, ребята действительно собрались, чтобы посмотреть друг на друга. Насколько их много и какие они все из себя интересные. Проблема в том, что было их в десять раз меньше, чем они заявлялись. И это в Москве, которая традиционно богата альтернативно одаренными гражданами и просто оппозиционерами.

После этого митинга на чуть больше 4000 человек уже всем становится понятен реальный уровень поддержки «Демократической коалиции» населением. И понятно, почему «Парнас» не стал протестовать против 2,6% в Костроме. Потому что это их реальный процент. Весь, до последнего голоса. А сама организация мероприятия была на такой «высоте», что люди стали расходиться примерно через час двадцать минут после начала митинга. Им просто наскучило.  

Но поймут ли что пора что-то менять в своей работе несистемные оппозиционеры, даже по итогам провальных выборов и провального по численности митинга? Есть огромные сомнения на этот счёт. 

Александр Самойлов


Автор
Самойлов Александр