Прошел второй тур губернаторских выборов в Иркутской области. Явка во втором туре была несколько выше, чем в первом, голосовали в основном жители крупных городов.
По итогам победил оппозиционный кандидат, от КПРФ Сергей Левченко. Он победил с существенным отрывом, набрав около 56% голосов. На текущий момент обработано почти 90% бюллетеней. И существенных изменений в итогах голосования не предвидится.
По поводу победы кандидата от КПРФ уже высказался председатель Генсовета «Единой России» Сергей Неверов. Так, в частности он заявил: «это были честные, конкурентные выборы. Мы признаем победу кандидата от КПРФ Сергея Левченко и поздравляем его. Наш кандидат оказался менее убедительным, в частности, считаем, ему не удалось получить поддержку жителей города Иркутска».
Однако, политик подчеркнул, что «это выборы, они не могут иметь предопределенного результата. Наша партия многое сделала для того, чтобы выборы в регионах проходили конкурентно, открыто, легитимно. Все законы, которые предполагают выборность губернаторов, возможность проведения второго тура - это решения «Единой России».
Те партии, которые не голосовали за эти законы, считали, что эти нормы работать не будут, ожидали административного зажима, думаю, теперь, - после выборов в Иркутске, изменили свое мнение. Отношения с новым губернатором Иркутской области будем выстраивать исходя из интересов страны и жителей региона. Будет работать на благо людей, поддержим. Будет делать ошибки, значит, будем делать замечания, критиковать».
В избиркомы было направлено несколько жалоб на нарушения порядка агитации, подвоз избирателей. Как от ЕР, так и от КПРФ. Тем не менее, таких жалоб немного, на всю область менее десятка, и все они были оперативно обнаружены. До конца постановления по жалобам будут приняты.
Кстати, о жалобах, подтасовках и прочем. Несколько иная ситуация была в Амурской области, когда хоть и с небольшим перевесом, но победил кандидат, исполняющий обязанности губернатора, Александр Козлов. Основную конкуренцию ему составлял кандидат от ЛДПР. И Жириновский, видимо, решил сыграть на минимальном разрыве в проценте, набранном конкурентами. Он грозился инициировать парламентское расследование, говорил, что у него есть некие «альтернативные протоколы». Однако, никаких протоколов представлено не было. Не инициировано и расследование. Ни парламентское, никакое иное. Поскольку результаты признаны и доказаны легитимными и честными.
В принципе, нынешний подход к избирательным процедурам соответствует взглядам на эти технологии Владимира Путина, который он озвучил на встрече с губернаторами в Ялте. Тогда президент почеркнул, что конкуренция - механизм, который помогает улучшить качество кандидатов. И чтобы победить в честных условиях этим самым кандидатам необходимо уметь «разговаривать с людьми». Узнавать своего избирателя.
При этом, что в случае с Амурской областью, что в случае с Иркутском «любая политическая борьба не должна быть во вред людям». Собственно, именно к этому президентскому стандарту и стремятся избирательные технологии в нашей стране.
Вообще же наличие самого второго тура в Иркутске - это очень важный политический сигнал. И не только нынешним конкурентам на пост главы Иркутской области, Сергею Ерошенко, врио губернатора, и Сергею Левченко, кандидату от КПРФ. Но и всем региональным элитам в стране.
Именно поэтому 7 сентября, президент России Владимир Путин на встрече с новоизбранными главами регионов страны назвал борьбу на выборах в Иркутской области честной и прозрачной. Как сообщается в стенограмме встречи, опубликованной на официальном сайте президента РФ, Владимир Путин также считает врио губернатора региона Сергея Ерощенко и депутата Госдумы Сергея Левченко достойными кандидатами на пост главы региона.
Президент подчеркнул: «избирательная кампания прошла в условиях открытой, честной и подчас весьма острой конкурентной борьбы. Что касается выборов глав регионов, то в некоторых субъектах Федерации борьба шла буквально за каждый голос, а в одном из них, как вы знаете, для определения победителя понадобится и второй тур, что в целом, я считаю, неплохо, потому что это как раз говорит о том, что борьба была открытой, честной, прозрачной. И люди там достойные, хочу сказать, оба кандидата достойные».
С самого начала избирательной кампании 2015 из Кремля шли однозначные сигналы о том, что эти выборы должны стать самыми конкурентными, прозрачными и честными. При таком подходе к соблюдению правил вполне понятно, что результаты в регионах могут стать самыми непредсказуемыми. Что и произошло. Очень многие «фавориты», как правило, действующие представители власти, думали, что победа в кампании будет для них автоматической. Так не получилось.
Использование неэлекторальных технологий - а проще говоря, нарушения на участках - пресекались оперативно и повсеместно. На этих выборах было несколько больше наблюдателей, как от партий и кандидатов, так и независимых структур, которые мониторили возможные нарушения в режиме реального времени. Поэтому сам факт использования неэлекторальных методик был крайне затруднен, а там, где имели место действительные нарушения, они обнаруживались и пресекались. То есть, в рамках этой выборной кампании решал действительно избиратель, а не «административный ресурс» или нестандартные с точки зрения законодательства РФ решения политтехнологов.
Собственно, политика особого внимания АП к прозрачности выборов принесла свои результаты. На медиафоруме, прошедшем 13 сентября по итогам кампании, лидеры как парламентских, так и «малых» партий признали, что в нынешнем году была достигнута максимальная прозрачность и конкурентность избирательных процессов. Это можно увидеть и по результатам муниципальных кампаний, и по выборам в региональные законодательные органы, да и ряд губернаторов был сильно удивлен тем, какой процент смогли взять их конкуренты. В Иркутске дело дошло до второго тура. Все это как для кандидатов, так и для электората стало чем-то очень хорошо забытым старым, а по сути - новым. И такая новизна процесса, судя по всему, стала одной из причин роста явки на второй тур.
Курс на повышение прозрачности и законности избирательных процедур - это та стратегия Администрации Президента, которая ляжет в основе подхода Кремля ко всем электоральным процессам в российском обществе. Тем более, что следующие выборы, в Государственную Думу, пройдут уже в 2016 году. Нынешняя избирательная кампания была своего рода «репетицией», и федеральной власти необходимо было обеспечить максимальную легитимность избрания кандидатов на замещаемые в этом году должности. Что, в общем-то, и произошло.
С безусловной легитимностью избрания списков и кандидатов никто не спорит. Даже партия «Парнас», которая грозилась оспаривать свои два с половиной процента в судебном порядке, не подала апелляцию. Хотя кампания этой политический структуры была, пожалуй, самой скандальной. То есть, итоги признали - как минимум, своим бездействием - даже несистемные либералы из Костромы.
В дальнейшем АП будет развивать такой подход к выборной стратегии в стране. Совершенствовать процессы проведения кампаний, делать их максимально прозрачными и доступными для избирателей. Весьма возможно, будут создаваться новые социальные институты для дополнительного наблюдения за избирательным процессом. При этом инициатива создания таких структур будет исходить «снизу», а не из Кремля. Примером такой новой структуры в этом году можно считать Открытый Альянс Наблюдателей. Он был создан по сетевому принципу: наблюдателем от ОАН мог стать любой обладатель смартфона. В итоге волонтеры ОАН обнаружили несколько десятков нарушений по всей стране, а их сайт подвергся хакерской атаке в день голосования, что говорит о качестве их работы и серьёзности намерений.
Что же касается Иркутской области, то мы можем видеть, какой выбор в итоге сделали жители региона. Так или иначе, большинство проголосовало и определилось со своим кандидатом. Им оказался Сергей Левченко, с перевесом более чем в 15% голосов.