Партия «Парнас» начала готовиться к выборам в 2016 году. Подготовка этой политической силы с электоральным весом в два с половиной процента проходит так же своеобразно, как и все остальные инициативы, исходящие из недр «Парнаса».
Например, они опять хотят проводить «праймериз». Теперь уже, как они говорят, «широкие». Правда исключение делается для трех первых номеров федерального списка, которых назначит партийное руководство. Читай - Михаил Касьянов. Который вместе с приставкой «РПР» из названия партии убрал и любые намеки на демократичность и пресловутые «республиканские» принципы. Он теперь не сопредседатель, а единоличный партийный фюрер с полностью подконтрольными ему замами. Кого он захочет в первую тройку - того и назначит.
Зампред партии, Константин Мерзликин, выразился по этому поводу весьма обтекаемо: «пока есть некоторые шероховатости, Есть разные позиции - например, высвободить побольше места в партсписке для лидеров региональных групп, которые будут определяться на основе праймериз. А общефедеральную часть сократить до трех человек с высокой узнаваемостью, освободив их от процедуры предварительного отбора».
Где тут разность позиций - непонятно. Зато прекрасно понятно, что такие фрагментарные «праймериз» решают сразу несколько внутрипартийных задач. Правда, как всегда в случае с «Парнасом», не совсем честным путём. Во-первых, регионалам четко указывается их место: они в партии - люди «второго сорта». Им придется бороться, конкурировать, пахать за сомнительное место под партийным солнцем, в отличие от федеральных назначенцев. Ну, и чтобы не получилось, как в Калуге на региональных праймериз, когда «Парнас» в регионе, по факту, раскололся.
Во-вторых, федеральное партийное руководство элементарно страхуется. Поскольку у регионалов могут быть свои воззрения на то, кто должен возглавить партийные списки, и в рамках «широких» праймериз оно может быть высказано. И даже, о ужас, не совпасть со мнением единоличного лидера «Парнаса». А Касьянов к такому своеволию не привык. Это, впрочем, общая черта несистемных либеральных демократов - подспудная тяга к тоталитаризму и абсолютному единомыслию в структурах, ими возглавляемых.
Самое интересное, что неудачный опыт создания коалиции на региональных выборах ничему не научил руководство политического альянса. Они по-прежнему игнорируют «Яблоко» и будут с ним конкурировать. И хотя Мерзликин говорит о том, что и Нечаев, и Гудковы могут легко вступить в «Демократическую коалицию», те почему-то не торопятся. А Нечаев так вообще ведет переговоры о блокировании именно с «Яблоком». Дмитрий Гудков пока определяется между «Яблоком» и «Парнасом», и что-то подсказывает, что выбор он сделает не в пользу «Демкоалиции», которая его уже благополучно проигнорировала.
В целом картина либеральной конфронтации со времени начала региональной кампании в либеральном партийном секторе практически не изменилась. Все пытаются найти исключительно собственную выгоду, все тянут одеяло на себя, отчаянно при этом интригуя - и это, на минуточку, всего за три-шесть процентов голосов избирателей. На всех шесть, и при самом удачном раскладе. В общем-то, при таком «переговорном» начале подготовки к федеральным выборам результаты можно предсказать уже сейчас.
То же «Яблоко», например, весьма прозрачно намекает «Парнасу», что пора бы уже уйти с политической арены и не смешить людей. Так, член регионального совета московского «Яблока» Кирилл Гончаров высказал следующее предложение: «Опыт Костромы показывает, что даже протестный электорат с трудом отдает свои голоса за эту партию. Барьер в 5% в Думу им не преодолеть, но откусить у «Яблока» около 2% вполне реально. И здесь необходимо сделать моральный выбор: поступиться собственными амбициями ради общего дела или стать спойлером «Яблока»».
Пикантности ситуации добавляет то, что само по себе «Яблоко» - это, прямо скажем, совсем не политический гигант. И электоральный вес партии также колеблется, как на федеральном уровне, так и в регионах. Некоторые «яблочники» проходят в муниципальные законодательные собрания, а то и в региональные. Но это скорее исключение их правила, нежели повсеместная практика. Но даже «яблочники» расценивают и «Парнас», и «Демократическую коалицию» как политических карликов, которые не имеют перспектив, а только мешают.
В общем-то, при таком отношении коллег по либеральному политическому спектру понятно и желание обезопасить федеральную тройку «Парнаса» от собственных сторонников на собственных же праймериз. Впрочем, опыт хитрых комбинаций на предварительных, внутрипартийных выборах у «Демократической коалиции» уже имеются. Не зря же ни один из списков кандидатов от «Парнаса», несмотря на все обещания, не возглавил ни один региональный лидер. Только москвичи, только подчиненные Касьянова и друзья Навального. И никаких тут разночтений быть не может. «Парнас» - не место для дискуссий.
Александр Самойлов