"Золотые маски" сброшены

Очередной скандал случился в среде российской творческой интеллигенции. На этот раз в театральном сообществе, и касается он переформирования экспертного совета всероссийской премии «Золотая Маска». Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей России, вчера получил протестное письмо, которое подписало более девяноста театральных критиков. В нем выражено требование распустить экспертный совет премии. Критики увидели в нынешних членах жюри «идеологическую предвзятость и тенденциозность».

Также подписанты увидели в новом порядке формирования совета «Золотой Маски» давление со стороны Министерства Культуры. Давление, по их мнению, выражается в том, что квота на места в жюри от Минкульта в этом году увеличилась с одного места до трёх. И кандидатов на эти места просто назначили без какого-то обсуждения с «театральным сообществом».

Весьма показательным является тот факт, что одним из самых первых и громких критиков «реформы экспертного совета» является режиссер Кирилл Серебрянников. Который демонстративно снял свой спектакль с номинирования на премию, с формулировкой: «Не хочу, чтобы мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей. Им, ныне объявленным экспертам, смотреть мои спектакли и спектакли театра, который им глубоко ненавистен, тоже невозможно».

Там еще много пафоса про вопросы «личной гигиены» и прочий властный произвол. Но дело в том, что того же Серебрянникова совершенно ничего не смущало, когда в августе 2012 года его без объявления открытого конкурса на замещение вакантных должностей назначили новым художественным руководителем Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя. Театр тут же превратился в «Гоголь-центр», с тотальным переформатированием всего. То есть, Серебрянникову без конкурсов, голосований и обсуждений можно занимать какие-то места, а другим - нельзя.

Вторым яростным публичным критиком оказался режиссер Константин Богомолов. Он снялся с номинирования «Маски» еще в прошлом году. Со следующими словами: «Опубликован экспертный совет маски на следующий год. И среди прочих, мягко сказать, неадекватных персон, находящихся отныне в большинстве, там есть, например, не просто неадекватность, а дичь». Это, на минуточку, заявляет человек, львиная доля премий которого получена «за нетрадиционное прочтение классики». По-русски говоря, за лютый, хардкорный постмодернизм. При этом - понятно какой идеологической направленности, поскольку Богомолов был активным участником политического протестного движения в 2010-2013 году.

Здесь важно понимать, что при всей своей оппозиционности и Серебрянников, и Богомолов совершенно не брезговали государственными премиями и бюджетным финансированием от Министерства культуры на свои постановки. И ставили нечто совершенно идеологически-тенденциозное, только в пику тому государству, от которого брали деньги. Прикрываясь дежурным «я так вижу» и «это просто искусство, не ищите в нем политики». Видимо, оба деятеля поняли, что халява от государства закончилась, и это им очень не понравилось. Но, естественно, про деньги они говорить не стали, а стали говорить про «давление государства» и прочие «ужасы режима». Творческая интеллигенция либеральных воззрений такие разговоры любит.

Правда, нужно сказать, что в театральной среде на этот раз не всё так однозначно. Многие деятели театра высказались совершенно определено против позиции подписантов «письма 93-х». Например, театральный критик Нелли Ончурова прямым текстом заявляет: «Когда начинается свистопляска подобно Нобелевским премиям, присуждаемым по политическим мотивам и по разным другим причинам, не имеющим к искусству никакого отношения, тут говорить не о чем. Грустно. Серебренников - человек, разваливший хороший театр им. Гоголя с подачи тогдашнего руководителя Московского департамента культуры. Был садовником, огородником, какое он отношение к театру имеет?»

Более мягкую позицию высказывает заслуженный артист России Сергей Габриэлян: «все, что творится в искусстве, особенно театральном, очень субъективная история. Кто эксперт, а кто нет - неизвестно, каким образом это решается. Что касается любого экспертного состава любой премии, то там должны присутствовать люди абсолютно разные: художники, главные режиссеры, артисты, театроведы, искусствоведы, критики. Также, на мой взгляд, люди должны быть разных возрастных категорий. Там должны быть споры, все решения должны кровью даваться». Артист подчеркивает, что также не согласен с решением Министерства культуры, но, по факту, Серебрянников и Богомолов выступают за «те же яйца, только в профиль». Они бы тоже хотели подобрать совет «Золотой Маски» из правильных людей, только сугубо своей идентичности и идеологии.

Весьма резко прокомментировал и письмо, и реплики двух режиссеров Глава комитета Мосгордумы по культуре, актер и режиссер Евгений Герасимов: «То, что Министерство культуры принимает участие в деятельности премии - это нормально, потому что эта премия - практически уже государственная награда. Если это не нравится, всегда можно учредить свою, частную премию, и вопросов никаких не останется».

В общем-то, если утрировать и максимально упрощать, то Евгений Герасимов намекнул Серебрянникову, Богомолову и иже с ними, что они могут делать свой театр, свои премии, свое уникальное сообщество за свой счёт или за счет пожертвований и частных меценатов. И, в принципе, режиссёр совершенно прав. Вообще политика Министерства Культуры уже много лет сводилась к тому, чтобы давать деньги на самые разные, случайные художественные проекты. Многие из них в итоге оказывались насквозь пронизаны русофобией, ненавистью и презрением к нашей стране. Вспомните тот же нашумевший «Левиафан». Тоже ведь частично на государственные деньги созданное полотно.

Теперь, кажется, картина стала меняться, и Минкульт хочет понимать, на что он всё-таки дает свои бюджеты. Это не нравится очень многим, поскольку может перекрыть финансирование профессиональным русофобам от театра и кино, которые просто не могут сделать ничего иного. И, страшно подумать, теперь деньги могут пойти на патриотические, пронизанные любовью к Родине художественные произведения. А это уже вообще что-то небывалое.

Александр Самойлов


Автор
Самойлов Александр