Михаил Ходорковский и прочие известные деятели российской оппозиции на днях собрались в Лондоне, в престижном районе Мэйфейр, чтобы обсудить «печальную судьбу России». Встреча проходила под патронажем «Открытой России», частично в закрытом формате.
Из «экспертов» от российской оппозиции были Станислав Белковский, Глеб Павловский и работники банка «Менатеп». Открытая часть дискуссии длилась часа полтора. Некоторые участники и зрители вели твиттер-трансляцию этих то ли дебатов, то ли лондонских кухонных посиделок. Судя по тому, что трансляция была фрагментарная, а твиты абсолютно шаблонными, то ли ничего решительно нового сказано не было, то ли и открытая часть мероприятия имела свои жесткие ограничения на публичную трансляцию произнесённого.
В общем, если вы помните ту часть эпопеио неуловимых мстителей, где про корону Российской Империи и где зарубежная белоэмиграция выбирает в кабаке «нового царя», то аналогию уловить должны абсолютно четко. Примерно вот такое там и было, только, в отличие от фильма, совершенно не смешно.
Куда более интересной стала «закрытая часть» мероприятия «Открытой России», где Михаил Борисович с партнерами обсуждали, как они будут выбивать из России деньги «ЮКОСа». Интересно тут сразу несколько моментов. Первый и самый главный - наша страна отказалась платить 50 миллиардов долларов компенсации акционерам в рамках решения Гаагского суда. Отказалась потому, что решение было откровенно политическим, да и само дело «ЮКОСа» весьма и весьма туманно. В том плане, что одной из версий является осознанное банкротство компании самим Ходорковским, например.
Кстати, Михаил Борисович до недавнего времени клялся и божился, что на момент драматических событий к своей компании уже никакого отношения не имел. Все акции продал и вообще уже ничем в «ЮКОСе» не занимался. В связи с этим есть вопросы: а почему сейчас опальный олигарх так живо и за закрытыми дверьми обсуждает судьбу компенсации, к которой не имеет, по его же словам, никакого отношения?
Он акционер? Нет. Он владелец «ЮКОСа»? Сам же говорил, что нет. Он проходил по делу как один из подозреваемых? А вот тут да. И теперь Михаил Борисович на голубом глазу начинает строить из себя одного из потерпевших. Кстати, что интересно, иск тоже подавал не Ходорковский. Ходорковский в это время благополучно сидел. Все по тому же делу «ЮКОСа», только в российской интерпретации данного судебного процесса.
Вообще Михаил Ходорковский данным мероприятием совершил классический приём переобувания в воздухе. Еще несколько месяцев назад он сам настоятельно просил, а то и требовал не упоминать свою фамилию в контексте данного судебного процесса, всех этих разбирательств и компенсаций. Но, видимо, автор фразы «коррупцию придумали мы» вспомнил, что деньги не пахнут, а большие деньги - тем более, даже если это кровавые, по большому счёту, деньги. И теперь он на острие атаки на Россию.
Есть сведения, что сейчас «Открытая Россия» ведёт активные переговоры с Британским правительством об аресте нашего имущества в счет этих самых выплат. В принципе, могут и арестовать. Вот только есть нюанс. Россия за эти годы прекрасно научилась отвечать и симметрично, и ассиметрично на санкции и прочее давление в свой адрес. Мы тоже можем много чего арестовать и продать, например, китайцам по себестоимости из британской корпоративной собственности, которая находится на территории нашей страны. И если кто-то думает, что Кремль не пойдет на подобный шаг, то вспомните «польские яблочки» и прибалтийские шпроты. А также миллиардные убытки ЕС от закрывшегося российского продуктового рынка.
Сведения о переговорах «Открытой России», важно понимать, озвучил именно Ходорковский. Человек склонный к паталогической лжи и, как теперь выясняется, ещё и к кардинальной смене позиции под давлением финансовых обстоятельств. Поэтому что там на самом деле за переговоры, имеют ли они место и каков будет результат - остается загадкой. Ну не верить же на слово опальному олигарху.
С другой стороны, мы видим очередную попытку Михаила Борисовича привлечь к себе внимание, оседлать актуальную повестку и стать моральным и фактическим лидером либеральной оппозиции. Тут, правда, есть проблема. Из-за рубежа это делать очень проблематично.
Да и наши либеральные деятели на халяву всегда рады приехать, отметиться на фуршете (который, говорят, был весьма неплох), повещать о «страшном российском Мордоре, который вот-вот рухнет», и уехать себе домой. Реальной помощи - экспертной ли, консультативной, паче чаяния, организационной - от всех этих людей ждать не приходится. И не потому, что они либералы, а потому, что социальные паразиты.
Впрочем, и сам Ходорковский недалеко ушел от этой когорты. Просто в девяностые ему повезло своровать куда больше, чем всем остальным.
Александр Самойлов