Сегодня на заседании Госдумы заместитель председателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн обратил внимание депутатов на вносимые во втором чтении поправки к закону «О ветеранах». Речь идёт о том, чтобы государство начало выполнять социальные обязательства перед более чем двадцатью тысячами военных, участвовавших в поддержании мира и стабильности в Таджикистане в период с 1992 по 1996 годы.
По словам парламентария, «сегодня нам предстоит принять законопроект, внесенный группой депутатов «Единой России», который устраняет существующую сегодня социальную несправедливость. Это законопроект, который поменяет существующую формулировку и позволит признать ветеранами и участниками боевых действий военнослужащих Министерства обороны и пограничных войск, которые в период 1992 - 1996 годов с оружием в руках защищал интересы России, выполняли задачи, поставленные Президентом и командованием страны».
Это очень своевременная поправка, которая касается не только этих военных, но и всех остальных. По сути, государство ясно даёт понять, что намерено впредь целиком и полностью гарантировать социальные и финансовые обязательства для своих военнослужащих. Даже если они воюют «не совсем официально». В девяностые таких странных, неофициальных военных кампаний было несколько. Но последними, кто остался неохваченными социальными гарантиями, оказались именно российские миротворцы из Таджикистана. И государство устраняет эту оплошность.
Важно понимать, что законопроект позволит впредь вносить более широкий спектр военнослужащих в категорию, подпадающую под разного рода льготы, выплаты и компенсации. И это вполне справедливо, поскольку в последнее время Россия, так или иначе, принимает участие в разного рода миротворческих кампаниях. Вводит, например, некоторые свои военные подразделения, например, для борьбы с терроризмом. Как сейчас происходит в Сирии.
По словам Александра Хинштейна, «в условиях сегодняшней войны с терроризмом, при усилении действий наших силовых ведомств и правоохранительных органов как никогда остро встает вопрос об ответственности государства по тем социальным обязательствам, которое оно берет перед своими защитниками».
Здесь есть и ещё один важный момент - сам факт наличия комплексной и взвешенной военной политики. То есть, государство не только намерено активно пользоваться вооруженными силами для устранения международных террористических угроз, но и выстроить адекватную внутреннюю, социальную политику, которая бы полностью соответствовала нашей военной доктрине.
С теми же таджикскими миротворцами ситуация, по словам Александра Хинштейна, доходила до абсурда: «Кратко напомню, что в 2011 году мы приняли закон, продекларировав, что эта категория становится участниками боевых действий. Но, к сожалению, формулировка, заложенная в закон, оказалась неработоспособной. Формулировка сегодня звучит: «участники боевых действий». Но проблема в том, что боевых действий Российская Федерация в Таджикистане не вела. Все военнослужащие, направлявшиеся туда, направлялись для выполнения иных специальных задач по поддержанию мира.
В результате за два года действия новой редакции закона из 23,5 тысяч участников боевых действий в Таджикистане менее тысячи сумели получить этот статус. И то, лишь те, кто имел государственные награды или боевые ранения. Доходило до абсурда. В одной БМП едут несколько военнослужащих, они подрываются на фугасе: тот, кто получает ранение или контузию, становится участником боевых действий, кто, слава Богу, не пострадал, таковыми не были признаны. А ведь это вопрос социальной справедливости! Как сегодня нынешние военнослужащие, сотрудники правоохранительных и силовых органов могут выполнять свои обязанности, защищать интересы страны, не будучи уверенными в том, что государство в свою очередь выполнит все обязательства перед ними?».
В общем, этот самый «абсурд» с подачи «Единой России» сегодня исправляется. И будем надеяться, что больше таких проколов наше государство не допустит. Особенно в контексте нынешней внешнеполитической ситуации. Понятно, при этом, что сейчас либеральные критики вспомнят о том, что «они платят налоги» и «не намерены кормить всю эту военщину».
Но, как люди сугубо гражданские, скажем: лучше больше платить денег за сильную и уверенную в себе армию, чтобы потом спокойнее жить в мирное время.
Si vis pacem, para bellum.