Марш перемен споткнулся об елку

Сегодня комитет протестных действий планировал проводить масштабный «Марш перемен» под лозунгом «За свободную Россию без войны и тирании!», приуроченный к Дню Конституции РФ. Среди организаторов и участников акции были представители партий «Яблоко», «Солидарность», «Парнас», «Гражданская инициатива». Ранее мэрия отказала в проведении марша оппозиционеров и митинге на Пушкинской площади, поскольку на месте еще с 30 ноября запланированы монтажные работы по установке новогодней ёлки.

Вообще проводить политические акции под Новый Год - это как-то странно, однако День Конституции просто обязывает несистемных оппозиционеров выступить с очередным протестом. Но митинг с маршем не состоялись. Вместо этих мероприятий была проведена серия одиночных и не очень одиночных пикетов на несколько десятков человек. По предварительным сведениям, в рамках несанкционированной акции, за нарушение порядка пикетирования было задержано от десяти до тридцати человек. В их числе был задержан лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин - по традиционной схеме "пришел, развернул плакат в одиночном пикете, подошли журналисты - набежал народ - произошло нарушение правил пикетирования - свинтили - написали СМИ".

Мэрия предлагала комитету протестных действий перенести место мероприятия на площадь у Яузских ворот, однако либералы не согласились. Оказалось, что Пушкинская площадь для них принципиальна. «Что же касается места, то его не мы определили, а правозащитники 50 лет назад. Пушкинская площадь. Памятник поэту, который, как известно из советских учебников, дружил с декабристами и обличал самовластие», - сообщили организаторы.

В общем, важно понимать, что все эти люди не смогли даже серию пикетов на несколько десятков человек провести корректно и без нарушений закона. Не смогли или откровенно не захотели. При этом, если посмотреть новостные ленты, то оказывается, что особого внимания «протестному мероприятию» федеральные СМИ не уделяют. Даже медиа оппозиционного толка как-то сухо и лаконично констатируют факт пикетов и задержаний. Почему? Наверное, потому, что еще вчера все радостно распространяли результаты опроса «Левада-центра», согласно которому «Марш перемен» должны были поддержать 42 процента москвичей.

Стоит также вспомнить изначальное количество планируемых участников марша. Александр Рыклин, один из организаторов, подавая в мэрию заявку - правда, на 15 декабря, нарисовал там 50 000 предполагаемых «неравнодушных граждан». Правда, потом количество сократилось до тридцати тысяч, но это, согласитесь, тоже солидная цифра. Сколько выходят на несогласованную акцию - наглядно видно по Пушкинской.

В итоге на одиночные пикеты пришло несколько десятков человек, некоторые из них уже успели что-то там нарушить.  В общем, жалкое зрелище, когда журналистов на протестной акции оказалось больше, чем собственно протестующих, повторилось вновь. Что же до задержаний, то, говорят, в оппозиционной среде задержания на митингах и административная ответственность - это что-то вроде «боевого крещения» и «почетного знака качества». Ну, в общем, и полиция себе повысила статистику, и оппозиционерам неплохо. Повысили свой внутренний рейтинг методом самоупаковки по автозакам.

Несистемная оппозиция в очередной раз показала, что их массовые мероприятия - это все те же междусобойчики для «своих», на несколько десятков, максимум сотен, человек. В общем-то, такие результаты ярче всего свидетельствуют о реальной поддержке москвичами несистемной оппозиции.

Здесь, конечно, можно возразить, что акция оказалась столь вялой и малочисленной потому, что не была согласована с мэрией. Однако вспомните несанкционированные митинги по 31-м числам, которые проводили Лимонов и «Другая Россия». Там набирались сотни и тысячи человек, и отсутствие согласования никого не смущало, равно как и последующая уголовная и административная ответственность.

Думается, в случае «Марша перемен» дело не столько в мэрии и официальном разрешении или неразрешении митинга, сколько в самих организаторах. Москвичи, даже настроенные скептично по отношению к государству, не очень хотят ассоциировать себя с деятелями вроде Митрохина, Рыклина или Льва Пономарёва. Слишком уж у них неоднозначная репутация.

К тому же москвичи начинают готовиться к празднованию Нового Года, и тут уже как-то не до политических протестов.  

 

 

 


Автор
Редакция