Международный валютный фонд признал украинский долг в $3 млрд перед Россией суверенным, и Киев тут же бросился объяснять, почему его выплата невозможна. Украинский долг перед Россией в размере 3 млрд долл., оформленный в виде еврооблигаций, имеет официальный, а не коммерческий статус, заключил совет директоров МВФ.
«Исполнительный совет МВФ принял решение о том, что требование, связанное с еврооблигацией на сумму 3 млрд долл., которая была выпущена 24 декабря 2013 года и держателем которой является Фонд национального благосостояния (ФНБ) РФ, представляет собой официальное требование с точки зрения политики МВФ в отношении просроченной задолженности перед официальными двусторонними кредиторами», - говорится в пресс-релизе фонда.
По мнению экспертов МВФ, ФНБ действовал от имени правительства России. «Официальные органы РФ по просьбе официальных органов Украины подтвердили группе Euroclear, что данная еврооблигация всегда на 100% находилась в собственности правительства РФ», - указывают в МВФ.
Соответственно, у Украины больше нет оснований отказываться от переговоров с Россией об условиях погашения задолженности. И, как ранее подчеркивал глава Минфина РФ Антон Силуанов, после того как статус российского долга будет подтвержден, Украина должна будет пересмотреть перечень коммерческих кредиторов, утвержденный ее правительством.
При этом МВФ в декабре снял ограничение на кредитование стран с просрочкой по суверенным долгам. В результате фонд сможет продолжить кредитование Украины даже в случае, если Киев не погасит 20 декабря долг по еврооблигациям.
Напомним, что условием продолжения кредитования стран, которые не платят по своим долгам, является то, что они должны предпринять «добросовестные усилия» по реструктуризации задолженности перед другими странами. Таким образом, Киев, чтобы выполнить это условие и получить очередной кредитный транш МВФ, должен будет теперь продемонстрировать желание договориться с Москвой.
Что характерно, Киев платить долги так и не собирается.«Независимо от их статуса еврооблигации, срок погашения которых наступает в декабре 2015 года, относятся к долговых обязательств Украины, которые она не может оплатить в соответствии с их первоначальным условием, не нарушая при этом финансовых целей, определенных механизмом расширенного финансирования МВФ», - считают в украинском Минфине. То есть Киев фактически анонсировал свой дефолт, замечает экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.
Дефолт же, как отметил Суслов, - «сильнейший удар по репутации Украины как заемщика». «Очевидно, МВФ останется единственным источником средств для Киева», - подчеркивает он.
Также первый заместитель директора - распорядителя МВФ Дэвид Липтон заявил, что "Утверждение бюджета, который отклоняется от программных целей на 2016 год, прервёт программу и неизбежно нарушит связанное с ней международное финансирование".