Выставка художника Валентина Серова, которая завершилась в Третьяковке, внезапно стала политическим событием. Началось все с того, что вернисаж посетил Владимир Путин. А дальше либеральная общественность заметила огромную очередь на эту саму выставку. К слову сказать, картины художника пришло посмотреть около полумиллиона посетителей.
В общем, ожидаемо по этому поводу возбудилась наша, типа культурная, вроде как «элитка». Причина тому даже не политическая, а глубоко психологическая. Все эти творческие и очень культурные люди давным-давно решили, что наш народ - это тупое, необразованное быдло, напрочь лишенное чувства прекрасного. А многотысячные очереди на художественную выставку в этот образ не вписываются никак. И из этого когнитивного диссонанса нужно было как-то выходить.
В поиске выхода им внезапно помог Путин. Пошла волна на тему «это они вслед за Путиным ломанулись, на живопись им плевать». Например, профессор ВШЭ Сергей Медведев озвучил такую версию: «я был там в ноябре, и уже тогда в воздухе висело нездоровое оживление, большинство пришло явно не за искусством, а за сеансом имперской ностальгии и идентичности, как на выставке "Романовы". И как обычно, ресентимент кончается истерикой, выломанной дверью и разбитым носом». В общем, и здесь «имперские амбиции».
Сетевые юмористы в комментариях писали что-то вроде «дети, рожденные в очереди на выставку Серова, могут пройти без очереди». Не остался в стороне и бывший "главный маркетолог московского Метро в период постапокалипсиса", Дмитрий Глуховский.
Он также попытался разложить всё по полочкам, минуя «скользкую тему» любви к искусству со стороны обычных российских граждан. Итак, "способность соцсетей мобилизовать людей на что угодно и создавать истерию - она совершенно беспрецедентна. Может быть, в советские годы там Первым каналом Центрального телевидения можно было достичь того, что сейчас достигается репостами в Facebook. И на моей памяти, и на вашей тоже совсем недавно была эта история с H&M, по-моему, где такая же какая-то сумасшедшая толпа людей прибежала на распродажу, какие-то кобрендинговые платья. Серов - это тот же самый H&M. Только в области культуры. Ну, то есть ничем иным такой острый и искренний интерес именно к Серову именно сейчас объяснить нельзя».
Слова Глуховского тем более показательны, что именно он занимается пресловутым агрессивным сетевым маркетингом. Но вы попробуйте сказать ему, что его «Метро» - это такой «берестяной, лапотный H&M», в области современной российской литературы. В ответ, думается, вы услышите массу всего интересного о себе и своем культурном уровне.
Кстати, вот это удивление Глуховского от того, что «через социальные сети можно народ сподвигнуть на что угодно», тоже несколько лицемерно. Потому, что в 2011-2012 году ровно через те же сети, с валом перепостов, фэйков и прочих веселых демотиваторов те же люди, из среды которых вещает Глуховский, собирали толпы на Болотную и Сахарова.
Не культуру узреть, а друг на друга посмотреть "сколько нас много", взяться за руки и режим свергать. И это, видимо, в порядке вещей. А вот картины русского художника, это, конечно, не то. Это коварные происки менеджеров Третьяковки.
Кстати, вся эта аргументация об истерике и нагнетании разбивается о простейший факт: на выставки и прочие культурные мероприятия народ у нас ходит массово и с удовольствием в стабильном режиме. Вот что по этому поводу пишет Олег Дивов, музейной тематики не чуждый:
"Дорогие мои москвичи. Хватит этой тупизны вокруг выставки Серова, прошу вас. Сегодня в отделе выставок Третьяковской галереи я смотрел фотографии - какая очередь была на Коровина прошлым летом. Такая же, как на Серова.
Да, очередь в музей это вообще _нормально_, ведь даже идеально выстроенная экспозиция имеет довольно низкий предел пропускной способности. А через Серова еще на той неделе* прошло больше 320 тысяч человек только по билетам, не считая льготников и бесплатников. Прикиньте, сколько это в сутки». В общем, не очень получается при таких тенденциях впихнуть российское общество в образ «тупого быдла», которое ничего не знает о культуре.
Михаил Бударагин, в свою очередь, описал свое видение ситуации в наиболее спокойных тонах:
«В России люди бьются за Серова, встают в четырехчасовые очереди к полотнам.Либералы на автомате морщатся (потому что они дураки, но это и так ясно), патриоты радуются неожиданному, но технически здесь, конечно, огромная и кризисная тяга к понятной культуре, к духовности.Это ни хорошо, ни плохо, это просто вдруг оказалось, что есть что-то такое, что нельзя купить за деньги, и теперь, когда денег все меньше, это что-то будет пользоваться возрастающим спросом.Я всерьез жду, что сейчас начнется уже настоящий поэтический бум: торжество лирики как главного инструментария вполне народного выражения общего недоумения - как же мы раньше не знали, что можно еще и вот так?».
И вот эти слова о «простой и понятной культуре и духовности» ставят всё по местам. Дело в том, что наша либеральная тусовочка всерьез решила, что монополия на культуру в России их и только их. Это они определяют, что красиво и ценно, а что нет. И, более того, к чему должен иметь доступ обычный гражданин, а к чему - только они, «элитарии». И в этой ценностной системе гражданин должен жрать бесконечного Петросяна с Киркоровым. Как на новогодних огоньках. И никакой тут вам классики.
А либеральная среда, она может и Серова оценить с изрядной долей снисходительности и своим собственным «концептуальным искусством» повосхищаться, благо другие не поймут это «искусство не для всех». В общем-то, что Петросян, что перформансы арт-группы «Война» - это просто разные сорта вполне понятной субстанции. В которых приличному человеку разбираться не пристало. Но тусовочка решила, где искусство, где - нет. И кто это всё может понять, а кому не дано.
И тут полмиллиона человек идут в Третьяковку любоваться «Девочкой с персиками». И уже не скажешь, что они «голосуют за Путина потому, что они - тупое быдло». Выходит, есть понятие о прекрасном у людей. И в это понятие входят Серов и Путин, а либералы ну, никак не входят.
И потому далее началась форменная истерика, апофеозом которой стал крик Ксении Лариной.
Она вообще прекрасная женщина - в том плане, что не понимает какие сокровенные вещи проговаривает, и как "дешифрует" истинное лицо российского либерализма.
Во-первых, у Лариной есть прекрасное словосочетание «очередь за духовкой». Нет, это не про кухонный прибор, это она так про духовность.
А во-вторых, высококультурная блоггерша пишет следующее: «но было и исключение, в котором признаюсь без стыда: я стояла в очереди в Макдональдс, в той самой, в первой очереди, зимой 90-го года! И поверьте, дети, это была не давка за гамбургерами, не очередь за американской хавкой - это была очередь за свободой... Это была самая прекрасная, самая духовная и самая беспонтовая очередь в моей жизни».
Обратите внимание, что культурные мероприятия в СССР характеризуются Лариной, как «духовка».
А вот очередь в американский фаст-фуд, который в США рассчитан на бедные слои населения - это уже полноценная «духовность».
Ну, молодец же человек! Прямо и четко представил ценностную пирамиду либерала российского, обыкновенного. Какая Третьяковская галерея, какой Серов, о чём вы? Для этих людей эталоном духовности, пиком культуры является двойной чизбургер.
Кстати, если уж речь пошла о Макдональдсе - давайте-ка вспомним, как совсем недавно эти же люди буквально изрыгали пламя по поводу протоиерея Всеволода Чаплина, которого обнаружили все в том же кафе быстрого питания. За каким-то там бургером. Видимо, истинная причина этого массового возмущения была даже не в том, что священник оскоромился в пост, а в том, что Чаплин посягнул на их высшие культурные ценности. Мало того, он эти ценности съел.
Удивительно, кстати, что у Лариной хранятся какие-то «талоны на питание» из СССР, но не хранится того самого первого бургера, за которым она стояла в той «духовной очереди».
Говорят, еда из «Мака» может сохраняться десятилетиями без особых изменений, настолько там мало натурального и так много химии. Эти бутерброды нетленны, ребята. И если их не есть, они и картины Серова переживут.
И вот, читая эти откровения Лариной и прочих "экспертов НИИЧАВО и преподавателей ВШЭ" остро понимаешь - как же хорошо, что с этой «духовностью» имени Рональда Макдональда живет исчезающее меньшинство.
И как бы это пасофно и по-советски не звучало, становится радостно за обычных и нормальных людей. Это значит, что у сотен тысяч людей с иерархией ценностей всё в порядке. Что им не исковеркал окончательно мозги ни интернет, ни телевизор. Что либералы перестали быть для них "мерилами и судьями" культуры, искусства и политики для всего российского общества.
Потому, что будущее нации определяется в том числе и через то, то эта нация считает по настоящему ценным, красивым и духовным.
Александр Чаусов