Родственные связи во власти и бизнесе США - практика не просто регулярная, но отработанная поколениями. Семейные кланы, представители которых занимают президентские посты - Кеннеди, Клинтонов, Бушей - у всех на виду, но не стоит думать, что ими все ограничивается.
Конгресс, правительство и корпорации заполнены родственниками и родственниками родственников, причем борьба с «кумовством» ведется разве что для виду: детей, жен и мужей влиятельных персон меньше в американской верхушке не становится. Удивлять могут скорее случайные люди «с улицы», присутствующие в элите США. Потому что они - редкость. Давайте посмотрим на несколько конкретных примеров, приведенных порталом "Рупостерс".
Роберт Хантер Байден, сын вице-президента США Джо Байдена, в 2014 году вошел в совет директоров Burisma Holdings, крупнейшего частного производителя газа на Украине. Нужно ли говорить о том, какую роль играет Байден во всем конфликте на территории Украины? Довольно выгодный семейный подряд: папа разжигает и поддерживает конфликты за пределами США, сын имеет с этого неплохой доход. Все для дома, все для семьи.
С Хезер Бреш, дочерью сенатора Джо Манчина, ситуация прямо-таки классическая: сперва папа купил ей диплом MBA, пожертвовав 20 млн долларов на развитие университета Западной Вирджинии. В итоге Бреш получила диплом, несмотря на недобор баллов. Но обазованием дело не закончилось: впоследствии обладательницу купленного диплома папа пристроил на теплое местечко в фармацевтической компании Mylan Inc.
Там когда-то работал консультантом и лоббистом Майкл Гаррисон, старый друг семьи и... глава того самого университета, где «училась» Хезер. Но дркжба дружбой, а деньги врозь: Mylan Inc. сэкономила миллионы долларов за счет льгот на выплату корпоративного налога, прдоставленных Манчином, в то время губернатором штата, где базировалась фармкомпания.
Сын конгрессмена Чака Фатта, Чак Фатта-младший, пойман на коррупции и воровстве. В итоге он заработал пять лет тюрьмы за мошенничество и растрату кредитных средств. Ему придется выплатить компенсацию в размере 1,1 млн долларов. Согласно материалам суда, сына политика признали виновным в уклонении от уплаты налогов и нецелевом освоении средств, взятых в кредит для выполнения контракта с несколькими школами Филадельфии. Тут можно сказать, что сын пошел в отца: Чаку Фатта-старшему инкриминируют нецелевое использование пожертвований и взяточничество.
Вот еще одна любопытная история: в 2011 году американский сенатор от штата Канзас Джерри Моран устроил никому не известного Брэндона Хардера на должность ассистента по законотворчеству в свой вашингтонский офис. Может быть, мы наконец-то имеем дело с талантливым селф-мейд-юношей, который поразил Морана своими способностями? Увы, полгода после назначения Хардер обручился с дочерью сенатора. Совет да любовь. И хороших должностей побольше. Карьера у парня явно задастся.
Когда сенатора Гарри Рида в 2010 году на дебатах спросили, как он стал долларовым миллионером, он ответил, что просто «хорошо инвестирует». И действительно, инвестиции редкие по удачности. Например, в 2005 году Рид удачно заработал на акциях, скачки в цене которых были вызваны законопроектом, в рабочую группу по подготовке которых входил он сам. Также Рид пролоббировал строительство моста рядом с землей, принадлежащей ему самому. И снова удачно заработал на продаже изрядно подрожавшего участка. Родственники тоже участвуют в семейном подряде по «выгодным инвестициям»: сразу трое членов семьи Рида зарегистрированы в качестве лоббистов, включая внучку и зятя.
Сын сенатора Рона Вайдена на этом фоне выглядит едва ли не ангелом: он всего лишь открыл собственный хэдж-фонд сразу после окончания колледжа. Вышло все так удачно, разумеется, благодаря связям отца: помогли связи, которые он получил во время работы на одного из спонсоров своего отца - Дэвида Шоу. «Не многие ученики колледжа могут попасть на летнюю стажировку в фонд Шоу», - заметил в связи с этим один из топ-менеджеров компании. «Я просто хочу, чтобы он был счастлив», - прокомментировал ситуацию заботливый отец. Счастлив, богат и вхож в элиту.
Равные возможности? Американская мечта? Кажется, в Штатах все давно забыли, что это такое. Детки конгрессменов и бизнесменов получают всё, не сделав ровным счетом ничего. Семейные коррупционные схемы процветают фактически неприкрыто. Никто не видит в этом ничего «такого». Просто американские политики - заботливые отцы, деты, мужья, тести и свекры. Они хотят, чтобы их родственники были счастливы. И с ними делились счастьем, разумеется. В долларовом эквиваленте.