Фактически избирательная кампания 2016 в Государственную Думу в той или иной форме стартовала для всех политических партий в России. В преддверии выборов руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин дал ряд прогнозов и оценок на тему того, как пройдет кампания в этом сезоне и чего можно ожидать от нового состава Государственной Думы.
По мнению эксперта, нынешняя кампания будет иметь несколько кардинальных отличий от предыдущей. Самое главное - это внешний контекст экономического кризиса и внешнего давления на Россию со стороны западного сообщества. Однако есть и ряд внутренних аспектов. По мнению Костина это, «во-первых, высокий уровень политической конкуренции - своих кандидатов без сбора подписей смогут выдвинуть представители 14-ти партий, в том числе либеральные объединения, и даже непримиримо оппозиционные.
Во-вторых, начинающийся федеральный электоральный цикл по формированию нижней палаты парламента впервые после значительного перерыва пройдет по смешанной системе. В-третьих, главная заявленная властью задача - это обеспечение легитимности избирательного процесса и его результатов за счет открытости, прозрачности и отказа от использования административного ресурса».
Впрочем, каких-то кардинальных изменений в следующем составе Парламента по мнению политолога не предвидится. «Согласно опросу "Левада-Центра", проведенному 22-25 января, если бы выборы в Госдуму проходили в ближайшее воскресенье, то "Единую Россию" поддержали бы 65% тех, кто готов голосовать и определился с выбором, КПРФ - 16%, ЛДПР - 8%, "Справедливую Россию" - 5%.
Что касается оппозиции, то согласно тому же опросу, Алексей Навальный в качестве лидера Партии прогресса, которой, кстати, на практике не существует, получает 2 %, ПАРНАС - 1%. По 1% - "Яблоко", "Родина", "Патриоты России", "Альянс зеленых - Народная партия" и Гражданская платформа». Иными словами, незначительную электоральную поддержку несистемным либералам отметил даже вполне либеральный и часто тенденциозный в своих исследованиях «Левада-центр».
Однако, помимо партийных списков, непарламентские партии имеют шансы на одномандатных округах. Шансы, считает политолог, есть «в первую очередь, есть у "Яблока", "Патриотов России" и "Родины". В случае их избрания, партийное представительство в Госдуме 7-го созыва может расшириться».
По словам Константина Костина, «для непарламентских партий, особенно, для созданных после 2012 года, эти выборы - момент истины. Те, кто не сумеют набрать 3% или получить представительство хотя бы по одномандатным округам (хотя, лучше бы получить и то, и другое), окажутся в крайне уязвимом положении в течение последующих пяти лет по сравнению с теми, у кого это получится - государственное финансирование и парламентская трибуна станут необходимым условием для дальнейшего развития партий».
Еще одной особенностью этой кампании будет активное участие в выборах членов Общероссийского Народного Фронта. В ОНФ сейчас состоят представители самых разных политических сил, а также беспартийные авторитетные лидеры общественного мнения. Деятельность ОНФ в сфере борьбы с коррупцией, отслеживание ими выполнения «майских указов» президента, мониторинг злоупотребления полномочиями со стороны региональных властей и некоторых федеральных ведомств вызывает симпатии электората.
Однако опасности того, что ОНФ «вытеснит» ЕР в Государственной Думе, по мнению политолога, нет: «В ОНФ есть представители самых разных политических сил, все же "Единая Россия" - это партия, созданная Путиным, и является главным политическим интерфейсом фронта. Проблема, по большому счету, надуманная: уже сейчас в Госдуме работает немало членов ОНФ, которые избрались по спискам "Единой России"».
Свои коррективы в электоральные предпочтения внесла и «крымская повестка». Эксперт полагает, что «эти выборы подведут черту под старыми либеральными проектами в России с нынешним списком лидеров и нынешней риторикой. Либеральная демократическая партия (в данном случае я не имею ввиду ЛДПР) нужна.
Причем, ее электорат - не столько "рассерженные горожане", сколько интеллигенция, предприниматели, представители среднего класса. До событий в Крыму потенциальная поддержка такой партии составляла около 15%. Сейчас от той части либералов, которые выступили против национального консенсуса по Крыму, отвернулась значительная часть сторонников. В результате этот политический фланг разделился на либералов-патриотов и западников».
Иными словами, у тех несистемных оппозиционеров, которые выступили в пику патриотическим настроениям российского общества, шансов на уровне федеральных электоральных предпочтений ничтожно мало. Что же касается работы в регионах, то та же «Демократическая коалиция» на выборах в областные парламенты в прошлом году показала, что её активисты и лидеры крайне слабо себе представляют эту часть политической повестки и не могут найти общего языка со сколько-нибудь значимой частью избирателей.
В целом же система выборов в нашей стране постоянно стремится к большей открытости и прозрачности. Костин подчеркнул: «Наше избирательное законодательство постоянно совершенствуется, в том числе и по вопросам, регулирующим работу наблюдателей. Последние поправки носят, на мой взгляд, революционный характер, о чем многие почему-то умалчивают. Возьмите, хотя бы правовую новеллу о том, что наблюдателя могут удалить из избирательной комиссии только по решению суда, или тезис о том, что наблюдатели могут вести видео и фотосъемку. Эти решения носят принципиальный характер».
В общем, выборы должны пройти в штатном режиме, какие-то изменения в составе ГД РФ наиболее возможны в среде одномандатных кандидатов. По этим округам у непарламентских партий есть все шансы получить свое представительство в Государственной Думе. Более того, нынешняя кампания станет для этих политических объединений своеобразным «рубиконом», который определит их судьбу и жизнеспособность на многие годы вперёд.
И поскольку это действительно важные выборы как для малых, так и для парламентских партий, вполне понятно внимание государства к степени прозрачности и открытости избирательных процессов. Нынешняя Дума должна быть максимально, насколько это возможно, легитимной. И что самое главное - способной выработать четкую и многолетнюю антикризисную программу.