Избирательная кампания всегда сопряжена с активностью в информационном поле акторов политического процесса. На первый взгляд, многое из активно обсуждаемого к выборам не имеет отношения, но при более пристальном отношении, как раз является элементом агитационной кампании.
В последнее время в Сети, особенно в либеральном и оппозиционном её сегменте активно поднимается тема Рамзана Кадырова, и того, насколько он популярен или непопулярен в российском обществе. По мнению политолога Алексея Чадаева, это одна из попыток несистемной оппозиции привлечь к себя внимание и симпатии избирателей.
У себя в блоге Алесей, в частности, отметил, что одной из причин оппозиционной деятельности стала «возросшая активность несистемной оппозиции в связи с приближением выборов в Госдуму. Политическая поддержка "несистемной" повестки из-за рубежа. Тортометания с Касьяновым и появление "чеченской темы" как постоянного рефрена в публичной деятельности традиционного пула спикеров».
При этом, политолог отметил, что «серия скандалов на линии противостояния "несистемные против Кадырова" подогревает информационную повестку (серия громких и красочных скандалов), но не способна привести к сущностным подвижкам в политических предпочтениях граждан. Политический вес этой темы - на уровне сюжета интернет-комикса».
Понятно, что наши либералы «рисуют» из Кадырова, этакого «зверя апокалипсиса», или вообще, заурядного бандита а-ля девяностые. Они, таким образом, надеются, что такого же мнения придерживается и большинство россиян. При этом, пытаясь воевать с Кадыровым, оппозиционеры стараются показать себя в героическом свете «непримиримых борцов» с коррупцией.
Получается у них, надо сказать, как всегда нелепо. Последняя поездка Ильи Яшина в Грозный - яркое тому подтверждение. Съездил, сфотографировался на фоне городского знака «Грозный», написал, что «люди тут очень приветливые и гостеприимные», и уехал. Якобы дописывать очередной доклад про «коррупцию в Чечне».
Это всё, наверное, даже смогло бы сработать, если бы не один нюанс. По последним данным ВЦИОМ россияне в последние годы в целом стали лучше относиться к главе ЧР. Из всех опрошенных 90% знают, кто такой Рамзан Кадыров, 49% считают, что деятельность главы Чечни «дет на пользу стране в целом», 31% опрошенных относятся к Кадырову «с уважением».
Самое показательное здесь, что осуждают главу Республики 2% опрошенных. В общем, несистемная оппозиция со своей антикадыровской кампанией опять безошибочно угадала свою целевую аудиторию, пресловутые и вечные 2% голосов.
Кстати, есть и довольно интересные данные по «рейтингу узнаваемости» самих несистемных оппозиционеров. Например, 88% россиян вообще не представляют, что это за люди такие, и 72% опрошенных никогда не слышали данное словосочетание.
Из лидеров несистемной оппозиции, россияне смогли назвать только Навального, Касьянова и Ксению Собчак. Эти фамилии смогли озвучит в общей сложности 4% опрошенных. Ну и в плане отношения к несистемным оппозиционерам всё тоже довольно предсказуемо: 24% респондентов расценивают всю их политическую деятельность, как откровенно вражескую и считают, что несистемных либералов необходимо судить.
При таком процентном соотношении становится понятна актуализация со стороны либеральных оппозиционеров темы Кадырова. Во-первых, глава Чеченской Республики медийно известен на федеральном уровне. По сути, он самый узнаваемый в масштабах всей страны региональный политик. Бытовую ксенофобию тоже никто не отменял, и именно на этих двух факторах решили сыграть оппозиционеры.
И рейтинг своей узнаваемости поднять за счет рейтинга Кадырова, и разыграть «национальную карту», а проблемы в этой сфере у нас в стране имеют место быть, факт. Удивительно только то, что сейчас в этот «бытовой национализм» играют либералы, которые должны бы быть самыми космополитичными и интернациональными людьми во всей стране. Впрочем, чего не сделаешь ради повышения собственной популярности.
Однако, как показали данные опроса ВЦИОМ, эффект получился обратным. Секрет такого успеха Кадырова, по мнению социолога Олега Чернозуба достаточно прост: «его резкие высказывания воспринимаются россиянами вполне благожелательно.
Почему?
Потому, что эти высказывания, по мнению наших соотечественников, направлены не против России, а против ее врагов. А представления о врагах у Кадырова и большинства россиян совпадают». Тогда как либеральная риторика с «вернём Крым, попросим отменить санкции, а пока путь расширяют и продлевают против нас санкционные списки» воспринимается российским большинством с явным негативом.
Комментируя результаты опроса ВЦИОМ, секретарь Генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, подчеркнул: «это ответ тем, кто пытался развести информационную войну против настоящего патриота своей страны. Мнение людей и этой кучки предателей в очередной раз разошлись. Народ у нас мудрый».
В общем и в целом, у несистемной оппозиции с Кадыровым получилось, но совсем не то, чего они хотели. Глава Чеченской республики благодаря этой «либеральной войнушке» актуализировал в публичном пространстве свою позицию по «врагам народа», а эта позиция близка большинству россиян. Поэтому рейтинг его даже несколько возрос.
Сами несистемные либералы оказались в общем-то никому из населения не нужны, и получили свои очередные и закономерные 2% респондентов. Иными словами, вся эта возня Яшина, Навального и Касьянова только прибавила главе ЧР социальных дивидендов в виде народных симпатий, и в очередной раз показала, как российское общество на самом деле относится к несистемным оппозиционерам.
В массе своей - принципиально никак. И при этом, наш социум желал бы увидеть в суде в качестве подсудимых совсем не Рамзана Кадырова, а его «либеральных разоблачителей» из рядов несистемной оппозиции.