Либеральное сообщество, не только российское, но и европейское, продолжает плясать на костях убитого год назад Бориса Немцова. Плясать, что характерно, в буквальном смысле этого слова. Например, сегодня в Брюсселе проходит не только конференция в Европарламенте, посвященная Немцову - но и рок-концерт в зале «Бозар». Либеральные СМИ, кстати, так и пишут, «годовщина гибели Немцова будет отмечена конференцией и концертом». Отмечена, понимаете? Хоронили Борю - порвали три баяна.
Организаторами, прости Господи, «праздничных» мероприятий стали лидер фракции либералов и демократов Европарламента, бывший премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт и дочь оппозиционера, Жанна Немцова. В конференции в Европарламенте поучаствовали лидеры российской несистемной оппозиции: Михаил Касьянов, Владимир Кара-Мурза. В режиме телемоста высказались Михаил Ходорковский и Алексей Навальный. А Илья Яшин представил свой доклад по теме Кадырова и Чечни.
Правда, в Европе Яшин в выводах делается значительно смелее. Так, резюмируя свой доклад, вечно молодой оппозиционер, подчеркнул: «Однажды Кадырову придется предстать перед судом и ответить за последствия этих политических убийств». То есть, Кадыров у Яшина виноват, что бы там кто ни говорил. Что бы ни решило следствие.
И снова, заметим, минимум слов про убитого Немцова. Он важен только как повод для политического пиара. В общем, поминки по Немцову в очередной раз превратились в шоу, только уже на европейской площадке. Европейцы, кстати, тоже активно поучаствовали в представлении. Немцову посмертно вручили премию Жана Рея, которую получила дочь политика.
А вручавший её бывший вице-премьер Бельгии Луис Мишель заявил, что «Борис Немцов в течение всей своей жизни выступал за восстановление демократии в России и за открытость России миру. И именно его мужество стоило ему жизни». В общем, тоже тонко намекнул на сакральность жертвы и на то, что Борис Немцов «от кровавого режима пострадавший».
Брюссель стал этакой столицей демократии сегодня, которая принимает и чествует всех гонимых, а то и убитых «демократов и либералов» из России. И Немцов тут снова информационный повод, не более того. Примерно так же вели себя и наши оппозиционеры год назад, когда буквально через несколько часов, а то и минут после того, как стало известно, что Борис Немцов убит, начали сколачивать себе политические дивиденды.
Тот же Ходорковский, например, моментально назвал смерть политика «своим личным горем» и не преминул громко заявить, что «знает, кто его убил», не назвав, правда, имён: «Я уверен, что я знаю, кто совершил это преступление. Другое дело - это моя уверенность 80%. Тем не менее, это то, что для меня достаточно».
И чуть менее года назад, второго марта 2015 года, Михаил Борисович в интервью, посвященном убийству Немцова, «внезапно» заговорил про Путина: «Президент России - это не та личность, которая сможет в сложной ситуации для страны принять правильные решения. Он «голый король», который заведёт своим непродуманным руководством огромную страну к нищете и разрухе и это также заставит активизироваться многих ведущих политиков, на борьбу за «трон» в Москве».
Тут дело даже не в том, что «во всём виноват Путин», а в том, что ещё не остывшее тело Бориса Немцова Ходорковский решил использовать в качестве «сакральной жертвы для грядущей революции». Личное горе у олигарха? Да бросьте вы, это бизнес и политика, ничего личного тут нет.
В этом году Михаил Борисович продолжает сыпать заявлениями подобного же рода. Опальный олигарх опять призывал к революции в России. По его мнению, «суть революции во имя прав и свобод состоит в приближении страны к будущему, - страны как европейского общества, какой ее хотел видеть Немцов и какой в меру своих возможностей ее должны делать сознательные граждане». В общем, Немцов у Михаила Ходорковского стал поводом к революции, не более.
Кстати, смешной момент. Портал "Открытая Россия" Ходорковского опубликовала ... выступление Ходорковского в новости о том, что конференция "уже прошла" за... час до окончания конференции, когда Ходорковский еще не "видеообращался". Ну спешили люди на свидания, домой или в кабак, решили не ждать, видимо.
Если сопоставить активность других оппозиционных лидеров в прошлом и в этом году, то картина получится аналогичная. Здесь и Максим Кац, который устроил «бизнес с цветами» для их скорейшего подвоза на место убийства, и создание по «горячим следам» «Демократической коалиции» с громкими заявлениями Навального, и прочая политическая суета на либеральном фланге. В общем, уже тогда всем было очевидно, что смерть оппозиционного политика стала просто поводом для активности его «друзей и соратников».
Михаил Касьянов тоже «активно скорбел» перед телекамерами в конце февраля в 2015-м. И тоже не только по своему соратнику, но и по «этой стране»: «Убили моего друга в центре Москвы, у Кремлевской стены. Демонстративно, четыре выстрела. Это демонстрация всем нам, всем, всем свободомыслящими людям Россия. Как со свободным словом расправляются в нынешней России. Могли бы мы еще вчера представить, что лидера оппозиции убивают у кремлевской стены? Не могли. Страна катится в пропасть. Ужасно». Ну, то есть, какой тут Немцов, какое убийство? Родина в опасности, нужно срочно брать власть в свои руки.
Кстати, определенную власть бывший премьер в руки взял. Когда реформировал оставшуюся ему в единоличное наследство партию «Парнас», став практически фюрером в этой структуре. Что характерно, на шествии памяти Немцова в этом году колонна «Парнас» вышла с транспарантами «Наш выбор Касьянов!» и «Без ПАРНАСа победы не будет!».
Странно было бы ожидать, что Касьянов в этом году скажет что-то кардинально отличное от своей предыдущей риторики. На конференции заявил Михаил Михайлович следующее: «Мы продолжим борьбу, которую начали вместе с Борисом Немцовым». И позже добавил: "Мы верим, что Россия может стать по-настоящему демократическим государством. Необходимые изменения возможны. Мы будем за это бороться!". Кстати, организаторы конференции несколько повысили оппозиционера в звании, назвав его «бывшим президентом России».
Впрочем, общий смысл выступлений в Европе все же несколько отличается от мыслей, озвученных в рамках «марша Немцова». В Москве все эти люди просто и топорно за себя агитировали, в Европе они рассказывают про то, что «никаких гражданских прав и свобод в России в принципе нет». Эту тему подхватывают и европейские спикеры. Александр Ламбсдорфф, заместитель председателя Европарламента, на конференции высказал следующую мысль о нашей стране: «От России нам нужно, чтобы российская оппозиция могла свободно работать, свободно собираться, свободно озвучивать идеи».
Ему, впрочем, простительно. Он немец и о нашей стране, видимо, узнает только от наших же несистемных либералов. Но вот в чем парадокс: про ущемление прав и свобод рассказывают люди, которые позавчера абсолютно свободно, многотысячным маршем прошли по центру столицы страны. Прошли при этом с Украинскими флагами, флагами государства, которое официально считает Россию страной-агрессором. И что им за это было? А ничего. Прошли, покричали, помахали символикой, озвучили требования, их пальцем никто не тронул. Но уже через два дня эти же люди говорят с европейских трибун о том, какой ужасный в России тоталитаризм. Есть мнение, что это уже не столько лицемерие, сколько шизофрения.
Представители Украины, между тем, также засветились на конференции. И не абы кто, а депутат Светлана Залищук, автор фразы про «тупорылую русню, которая не возьмёт Дебальцево, а если и возьмет, то она голой побежит по Киеву с российским флагом». В Брюсселе, однако, она говорила нечто иное, призывая «поддержать в России тех, кто борется за идеалы правды и демократии». Так и хочется спросить, это она предлагает поддержать такую же «борьбу за демократию», как у них на Майдане пару лет назад была? С отстрелом людей и коктейлями Молотова? Видимо, именно такую.
Не оставил своим вниманием конференцию и Алексей Навальный, который не присутствовал лично, однако выступил по Скайпу. Алексей Анатольевич рассказывал про коррупцию и «друзей Путина», которые «контролируют всё» в России.
При чем тут Немцов? А ни при чём совершенно, главное - сказать «Путин и его окружение погрязли в коррупции» и у Навального появилась возможность об этом в очередной раз ляпнуть: «Торжество закона в сегодняшней России? Это просто анекдот, существующий лишь для того, чтобы обеспечивать безопасность ближайших друзей Путина». Ну, и агитация, понятное дело, куда без неё: «Мои предложения по экономическому развитию России? Борьба с коррупцией - вот моя экономическая стратегия».
Ряд европейских участников «высоко оценили работу Навального в сфере разоблачения коррупции в России». Прощаясь с участниками, Алексей Навальный широко и открыто улыбался. И если в начале конференции участники хотя бы для вежливости поминали Немцова и вспоминали по какому поводу они тут собрались, то уже к середине форума его фамилия практически не звучала.