В ответ, на так называемый «панамский вброс», который должен был то ли «сотрясти мир», то ли свергнуть режим в России, но стал по факту поводом для бесконечных шуток, настолько всё это сыро и неубедительно, российские блоггеры и журналисты решили внимательнее посмотреть, а кто собственно, этим вбросом занимался?
Кто все эти люди, откуда и сколько у них денег? И что это вообще за странные такие организации, которые в названиях имеют словосочетание «независимая журналистика» или «журналистские расследования», но на самом деле очень даже зависимы от ряда правительственных американских фондов? Об этом подробно написал в Facebook Роман Голованов.
Первое, что выяснилось, практически сразу, это интересные моменты из профессиональной карьеры Дрю Салливана. Основного инициатора «вброса про Путина». Когда-то он был стендап-комиком.
Но, видимо, с шутками как-то дело не пошло, и в 2004-м году, господин Салливан основал Центр Расследовательской Журналистики в Боснии и Герцеговине, сразу же заполучив себе в партнеры такие структуры, как USAID, NED, Transparency International и Европейский Союз. Поддержки этих организаций хватило, чтобы в 2006-м основать уже глобальный Проект по расследованиям преступлений и коррупции (OCCRP).
В процессе создания всего этого медиахолдинга, а по сути, это именно он, появилась и такая структура, как Journalism Development Network. Эта организация, во-первых, курирует деятельность Салливана и OCCRP, а во-вторых, является передаточным звеном между «ну очень независимыми журналистами» и правительством США.
Сама по себе данная структура выполняет заказы на реализацию весьма своеобразных проектов. Например, только в прошлом году JDN получила 1,85 миллиона долларов на то, чтобы «сбалансировать российскую медиасферу».
Окончательная «балансировка» наших медиа должна состояться четко по графику 31 декабря 2017 года. И основное место выполнения проекта - это Латвия. С Латвией, как с той дочкой крымского офицера «все совсем не так однозначно». Поскольку в рамках целей работы именно на прибалтийской территории указывается ни много, ни мало, а «противодействие российским СМИ».
По сути, речь идет о создании антироссийской медийной площадки на территории Латвии, и, шире, прибалтийских стран. В прошлом году для этих нужд был создан Прибалтийский центр совершенствования медиа. Который в свою очередь курируется Европейским фондом в поддержку демократии. Помимо американских финансовых потоков «Прибалтийскому центру» платит Польша, которая уже выделила 1,6 миллионов евро, и Нидерланды, давшие 1 миллион евро. В общем, люди могут себе позволить «независимость» на такие деньги, кто бы спорил.
Также в работе «Прибалтийского центра» принимал участие Совет министров северных стран. Это тоже небезынтересная для нас европейская структура. В прошлом году Совет провел два мероприятия в которых приняли участие дипломаты из Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии и представители «Медузы».
Еще здесь можно вспомнить, что осенью прошлого года «Новая газета», которая сообщала о том, что отказывается от бумажного формата потому, что «дорого, и вообще сплошные убытки у издания», внезапно открывает в странах Прибалтики свое представительство и начинает выпускать там свой электронный контент. Который и о Прибалтике, и о России. И угадайте в каком там написано о России ключе.
Первый вопрос, который возникает - это не связана ли активность европейцев из Совета министров северных стран, Польши и Нидерландов с деятельностью и распределением финансов от американского Journalism Development Network? Или же там будут два параллельных проекта?
Второй, и, наверное, главный вопрос - где во всей этой «финансовой многоходовочке», собственно независимость и журналистика? По сути, речь идет о полномасштабном проекте пропаганды. Не просто с заданными целями и вектором работы с информацией, а с конкретным планом, разбитым на сроки с точностью до дня. При этом в «целях» того же JDN в отношении России не значится «объективное освещение информации» или даже «проведение всестороннего журналистского расследования». Нет, там четко прописано «противодействие российским СМИ».
То есть какая тут независимая позиция, о чем вы? Грантодатели сказали, в России есть нехорошие медиа, «злая путинская пропаганда». С ней надо бороться всеми средствами, какие только имеются в наличии. Вот вам деньги, идите боритесь. Чтоб к концу 2017-го года всех «забороли». Вопросы есть? - вопросов нет, вольно, разойдись.
И если кто-то еще думает, что вот это всё хоть сколько-то похоже на журналистику, а не на информационную войну самыми милитаристскими методами из возможных, то это очень наивный и чистый душой человек.